Предметы искусства
С того времени, как Герман Геринг дорвался до власти, став депутатом Рейхстага, он становится страстным коллекционером произведений искусства. Путем грабежа и шантажа, а также покупки, как правило, по заниженным ценам, он собрал коллекцию, которая была второй по величине коллекцией произведений искусства национал-социалистов после коллекции Гитлера для «Sonderauftrag Linz».
Многие предметы изначально были просто мебелью для его различных резиденций, загородных домов и замков. Со временем он решил превратить Каринхолл в Шорфхайде в музей. Там он хотел сосредоточиться на искусстве Средневековья и Ренессанса, в отличие от музея, запланированного Адольфом Гитлером в Линце на Дунае. Концепция коллекции, которую преследовал Геринг, привела к тому, что рейхсмаршал также собирал многочисленные предметы декоративно-прикладного искусства, такие как витражи, ковры и гобелены. Во многих случаях граница между предметами, которые он использовал для повседневных нужд, такими как фарфор или столовое серебро, и музейными экспонатами стерлась. И уже ни пить, ни есть Геринг не мог не с королевской посуды и столового серебра. Естественно и ковры висели не на стенах, а порывали гектары полов в обителях рейхсмаршала.
Историческая особенность коллекции Геринга по отношению к другим коллекциям произведений искусства отражается в способе приобретения произведений искусства. После окончания французской кампании, нацисты организовали несколько специальных организаций для профессионального грабежа оккупированных территорий. Специалисты этих организаций определяли, какие государственные и частные коллекции были наиболее ценными для нацистского режима. Некоторые из предметов были предназначены для музея Гитлера, другие передавались высокопоставленным чиновникам, третьи продавались для финансирования нацистской деятельности. Ну и конечно, что-то присваивалось непосредственно конфискаторами.
Первая такая организация под названием «Западное агентство» (ERR) появилась в 1940 году у рейхсляйтера Розенберга, возглавившего впоследствии Министерство по оккупированным восточным территориям. Первоначально оно действовало во Франции, Бельгии и Нидерландах и собирало еврейские и масонские книги и документы, либо для уничтожения, либо для вывоза в Германию для дальнейшего «изучения». Однако в конце 1940 года Герман Геринг, который фактически контролировал ERR, издал приказ, которым переориентировал организацию на захват еврейских коллекций произведений искусства и других предметов на всех оккупированных территориях. Все добытое свозилось в Париж, инвентаризировалось, наиболее ценное отбиралось в коллекции Гитлера и Геринга, а затем отправлялось в Германию. За время своей деятельности ERR изъяла 21,9 тысяч предметов искусства из оккупированных Германией стран. 5 009 объектов происходило из различных коллекций семьи Ротшильд, 2 697 — из коллекции Давид-Вайля, 1 202 — из собрания Альфонсо Канна, 989 — из коллекции Леви де Бенциона и 302 предмета — Джорджа Вильденштайна.
В период с апреля 1941 года по июль 1944 года 29 конвоев в 4 174 ящиках перевезли награбленное из Парижа в замок Нойшванштайн Германии. С конца 1940 до конца 1942 года Геринг съездил в Париж около 20 раз, где для него организовывались персональные выставки. Только за эти два года он отобрал не менее 594 предметов для своей собственной коллекции. А всего ERR поставила Герингу более 700 предметов.
«Охотники» за сокровищами из ERR в Харькове. 1942 г.
Еще одним конфискатором было агентство Мюльманна, которое «работало» в Нидерландах, Гааге и Польше под покровительством министра иностранных дел Йоахима фон Риббентропа. Позже интересы агентства распространились на Францию, СССР и Северную Африку. Награбленные произведения искусства делились на три класса в зависимости от того, кому они должны были принадлежать в Германии. Клиентами агентства были Гитлер, Геринг, Гофман, фон Ширах, Тодт, Фрэнк, Кальтенбруннер, многие музеи и аукционные дома. Например, Геринг «купил» у Мюльмана несколько сот картин, Гитлер — 84 картины, Генрих Хоффманн – 30. Геринг также регулярно предлагал агентству предметы искусства для обмена. Так, на картины Писарро, Дега, Коро, Ренуара и Ван Гога были обменены Гриена, Кранаха и Брюна (из Музея Кроллера — Мюллера).
Следует отметить, что под понятием «купил» подразумевается действительно покупка ценностей, но только по стоимости холста и использованных красок, то есть за бесценок. Как правило, такая покупка не превышала 1000 рейхсмарок. Однако, продажа-покупка оформлялась документально, что уже далеко после войны дало право наследникам нацистов предъявлять судебные иски на возврат раритетов, якобы принадлежавших их предкам на законных основаниях. Например, наследники Геринга до сих пор судятся за ряд шедевров живописи, опираясь на документы тех лет.
После перемирия между Италией и союзными вооруженными силами в сентябре 1943 года, по инициативе Геринга, специально созданное подразделение из состава дивизии «Герман Геринг», известное как «Кунстшутц», занялось реквизицией итальянских произведений искусства и их транспортировкой в Германию под предлогом спасения их от бомбардировок Союзников. Так, из Флоренции было отправлено 58 ящиков с мраморными и бронзовыми статуями (Донателло и Микеланджело и др.), 26 древнегреческих статуй, 291 большая картина (включая работы Тициана, Боттичелли и Рафаэля) и 25 ящиков с более мелкими картинами. Они были доставлены в Германию и Австрию в автоколоннах, за которыми тайно следили итальянские разведчики, которые впоследствии сообщили об этом Союзникам.
Картина «Даная», похищенная нацистами.
В Неаполе были разграблены национальные музеи, в которых были сняты картины, в том числе «Даная» (Тициан), «Слепые, ведущие слепых» (Питер Брейгель Старший), «Портрет молодой женщины» (Пармиджанино) и многие другие мировые шедевры.
В личной коллекции рейхсмаршала Германа Геринга конфискованное имущество занимало примерно 50%. Так, например, 31 рисунок Дюрера, был взят из музея Лемберга (Львова). Картины Франца Гальса, Ван Дейка, Гойи, Рюисдаля, Яна Стена, несколько полотен Рембрандта, среди них «Мужчина с бородой» и «Человек в тюрбане», «Инфанта» Веласкеса, «Воскрешение Лазаря» Рубенса, 30 картин художников фламандской школы XV века, восточные ковры, холодное оружие и алебастровые вазы были привезены из Голландии. «Портрет мужчины» Мемлинга, большой подбор картин, гобеленов и мебели эпохи Возрождения, алтарь из Штерцинга, ряд полотен Тициана, Ван Дейка и Рафаэля, да еще античные предметы из Помпеи и Геркуланума, были вывезены из Неаполя. Картины «Жойез де Волан» Шардена, «Девушка с китайской фигуркой» Фрагонара, «Мистическое замужество святой Катерины» Давида, четыре «обнаженные» старшего и младшего Кранахов, картины Буше, Рубенса, статуэтка Грегора Эрхардта, известная как «Прекрасная германка», гобелены из Бове и гобелены с изображениями готических охотничьих сцен, мебель Людовиков XVI и XIV, включая письменный стол, некогда принадлежавший кардиналу Мазарини – «трофеи» из Франции.
Рисунки Дюрера из коллекции Геринга, подаренные им фюреру.
Приблизительно третья часть предметов находящихся в коллекции Геринга была приобретена у законных владельцев. Правда условия, по которым они приобретались агентами, были весьма специфическими, и назывались безвыходными, поскольку сделки всегда проходили на оккупированных территориях. Поначалу раритеты скупались у евреев, которых насильно депортировали из Германии и других подконтрольных ей стран. Позже скупались у бесправных владельцев, под угрозой «командировки» в нацистский концлагерь. Как не странно, но агенты-перекупщики ценностей, не имели права брать комиссионные больше 15% от стоимости предметов. Как правило, на все покупки имелись документы, а стоимость приобретений вполне была адекватной доходам высокопоставленных чиновников.
Известным примером был случай с амстердамским антикваром Жаком Гудстикером. Перед вступлением войск Вермахта он хотел бежать в Шотландию, но, к несчастью, в пути скончался. Геринг обеспечил захват брошенных 1300 картин, среди них были полотна Лукаса Кранаха, Винсента Ван-Гога, Франциско де Гойя, Рембрандта Ван Рейна, Питера Пауля Рубенса, Тициана и Диего Веласкеса. Он унаследовал это имущество от директора галереи, который был вынужден согласиться с продажной ценой около двух миллионов гульденов (стоимость 2005 года – 13,7 млн. евро). 780 картин Геринг доставил в Германию, остаток перепродал немецкому банкиру Алоизу Мидлю, который часть коллекции в свою очередь перепродал, часть же передал на хранение в Швейцарию и Испанию.
Поддельная картина Яна Вермеера Дельфтского «Христос и блудница».
Американские солдаты с сокровищем Геринга.
«Любимчиком» Геринга был художник Лукас Кранах. Ему также принадлежали знаменитая «Башня синих лошадей» Франца Марка и «Разводной мост» Винсента Ван Гога. Были также картины Ренуара и Вермеера и многих других. Геринг гордился выставленным у него полотном Вермеера «Христос и блудница», которое в числе других попало к нему из галереи Гудстикра из Амстердама. Картина была тщательно исследована и идентифицирована как подлинная его экспертом-администратором Андреасом Гофером и женой Гофера, которая являлась профессиональным реставратором картин. Геринг заплатил за этого Вермера 1 600 000 гульденов или $7 млн. в нынешнем эквиваленте и отдал несколько своих картин. На самом деле это была подделка, изготовленная голландцем ван Мегереном, чьи мастерские копии были обнаружены после войны. Это известие застало Геринга в тюрьме, и расстроило больше, чем собственный смертный приговор.
Представленные в невероятном обилии великие шедевры воспринимались недоброжелателями и завистниками Геринга в партии не как жемчужины в экспозиции его будущего музея, а как броский реквизит, сопутствующий его тщеславию и гордыне. «Залы и комнаты Каринхалле были покрыты ценными картинами, — пишет Шпеер, — висящими одна над другой в три-четыре ряда… И даже под потолком его пышного алькова можно было увидеть картину обнаженной во весь рост, изображающую Европу». Шпеер с презрительной насмешкой отмечает, что Геринг и сам «приторговывал картинами». Во время войны он продал некоторые свои голландские картины разным гауляйтерам, как он мне сообщил со своей детской улыбкой, намного дороже, чем заплатил за них сам, — сделав наценку за славу, которую, по его мнению, приобрели эти полотна, взятые «из знаменитой коллекции Геринга».
Гитлер подарил Герману Герингу «Фалькнерин» Макарта в свой день рождения 12 января 1938 года.
Геринг находился в постоянных поисках предметов искусства, и с этой целью содержал почти во всех европейских странах своих агентов. Главным его управляющим по этой части был Вальтер Андреас Гофер, он вел регистрацию предметов коллекции, сумм, выплаченных за каждую картину, украшение, скульптуру и предмет мебели, а также руководил «обменами», к которым Геринг часто прибегал, когда очень хотел заиметь какое-то полотно, но был не готов уплатить по названной цене. Он мог, позволить себе платить огромные деньги за картины, которые хотел иметь у себя.
В это время Геринг оценивал свой доход приблизительно в миллион рейхсмарок в год — он складывался из его жалований как командующего Люфтваффе, руководителя германской экономики и министра Пруссии и значительных выплат по вкладам от различных оружейных фирм, акционером которых он являлся, да еще из гонораров от его книг. В добавление к этому Геринг учредил фонд искусства, который должны были субсидировать его друзья-промышленники, и накапливающиеся в нем суммы шли на приобретение новых шедевров. А на Новый год, когда нацистских министров традиционно заваливали подарками, тем, кто хотел сохранить или получить чиновничье расположение, он всегда напоминал, что он больше всего ценит объекты искусства. Например, в 1941 году рурский промышленник Фридрих Фрик подарил ему картину Рюисдаля, оцениваемую в 100 000 рейхсмарок, в том же году магистрат Берлина приобрел для него полотно Ван Дейка за 250 000 рейхсмарок, а в следующем году — не менее дорогую картину Тинторетто.
С большими реквизированными коллекциями, которые принадлежали евреям, Геринг имел дело только через официально назначенную комиссию Розенберга по художественным ценностям. По железной дороге бесценные произведения искусства из оккупированных стран свозились в Германию, чтобы пополнить и собрание Геринга. Можно было не сомневаться в истинности его слов, когда он через некоторое время заявил, что является обладателем самой дорогой коллекции сокровищ искусства в мире.
Точное количество предметов коллекции Геринга неизвестно, хотя учетом ценностей занимался специальный бухгалтер. Еще в 1940 году Геринг отмечал: — «Сегодня, путем покупки и обмена, я уже владею, пожалуй, самой важной частной коллекцией, по крайней мере, в Германии, если не в Европе. Это в основном работы, которые я группирую под термином ранних скандинавских мастеров, т.е. ранние голландцы и фламандцы, произведения французской готики, как живописные, так и скульптурные. Очень обширная и ценная коллекция голландцев 17-го века. Относительно небольшая, но очень хорошая коллекция 18-го французского века. И, наконец, коллекция итальянских мастеров». На сегодня известно, что в коллекции находилось не менее 1900 картин. Произведенная оценка только 1500 из них достигала 200 млн. долларов в ценах 1945 года.
С приближением фронта к Германии, Геринг перевез практически всю свою коллекцию в три места, причем большую часть в Баварию. По пути часть ее была разграблена эсэсовцами. В 1945 году в штольне Берхтесгадена коллекцию обнаружили американцы, и около 1000 картин попало в их руки, 80% из которых со временем было возвращено законным хозяевам и их наследникам. Кое-что из коллекции «прилипло» к рукам американцев и было вывезено в США. Второй поезд в Унтерштейне был разграблен местными жителями. Судьба остальных ценностей не известна до сих пор. Не вывезенные ценности из поместий Геринга, частично достались Красной Армии, и канули в лету.
Всего в руки армии США попало 1375 картин, 250 скульптур, 200 предметов антикварной мебели, 175 декоративных работ, 108 гобеленов, 60 ковров и 75 витражей из коллекции Геринга. После Нюрнбергского трибунала, Союзники провели первоначальное расследование в отношении законных владельцев захваченной коллекции Геринга. Часть трофеев вернули в страны их происхождения. Основанием для этого послужила так называемая «Лондонская декларация» от 1943 года, в которой все немецкие закупки предметов искусства в оккупированных странах объявлялись недействительными. Ценности с невыясненными владельцами, а таких оказалось около 300 предметов, перешли в собственность ФРГ.
В 2015 году были обнаружены факты, что некоторые картины из коллекции Геринга, были переданы семьям нацистов, а не возвращены семьям разграбленных еврейских коллекционеров.
Произведения искусства из тайников Германа Геринга.
Среди счастливчиков, которым удалось частично вернуть свои ценности, оказались ограбленные нацистами французские и австрийские Ротшильды, эмигрировавшие во время войны за океан. Они обратились к Франклину Рузвельту, и в апреле 1945 года монументалист Джеймс Рораймер, приписанный к штабу 7-й американской армии, получил указание руководства приложить все силы к розыску сокровищ Ротшильдов. Управлением стратегических служб США был арестован Бруно Лозэ — один из ближайших подручных Розенберга и личный агент Геринга. С его помощью и при содействии американской разведки Рораймер вернул знаменитым банкирам большую часть их фамильного достояния. Исключение составили лишь семейные архивы (обнаруженные потом в Москве), уникальная коллекция драгоценных камней (ее куда-то упрятал лично Геринг) и всемирно известная коллекция вин, выпитых нацистскими бонзами. В благодарность Ротшильды продали за символическую цену свой особняк в Париже на улице Сен-Флорентин под американское посольство.
Равных коллекции старинных ковров и гобеленов Геринга в мире почти не было. Они с излишком размещались во всех зданиях владений рейхсмаршала. Особым предметом его гордости были французские гобелены. Например, серия из шести гобеленов, выполненных из шерсти и шелка, изображающих жизнь римского политика Помпея, украшала залы в Каринхалле.
Гобелен с изображением Гнея Помпея Великого.
Два гобелена из коллекции Геринга с изображением месяцев. Франция XVIII век.
Французский гобелен XVIII века под названием «Берег залива с водоплавающими птицами» из коллекции Геринга в Боннской канцелярии.
Данных о нумизматической коллекции Геринга в открытых источниках почти нет. И не потому, что ее не было. Достоверно известно, что монеты были выставлены в галереи Каринхалл в четвертом зале. Что там точно было уже и не узнать, поскольку коллекция, в силу размеров экспонатов весьма компактная и хранить или транспортировать ее можно в нескольких ящиках или чемоданах. Естественно и похитить легче всего. А поскольку нумизматы, одни из самых таинственных хранителей, то состав их коллекций лишь в отдельных случаях становится общественно известным. Отсюда, если монеты Геринга «пропали», то это если не навсегда, то надолго.
Но в 2019 году произошел неординарный случай. В американском Нью-Йорке Фейбуш Линденбаум, правнук Калмана Линденбаума, известного еврейского нумизмата в предвоенной Германии и убитого нацистами в 1938 году, предъявил гражданский иск к могущественному роду Морганов с требованием вернуть ему, как наследнику, коллекцию еврейских монет княжеского древнего рода Маккавеев, принадлежащую его прадеду. Оказывается, эту коллекцию Морганы купили в конце 40-ых годов прошлого века у некого Фридриха Шварца. Выяснилось, что после нацистских погромов 1938 года коллекция перешла в руки Эрхарда Мильха, который являлся статс-секретарём рейхсмаршала авиации Германа Геринга. Мильх через несколько месяцев подарил эту коллекцию на день рождения своему шефу. Монеты Линденбаума хранились в знаменитом четвёртом зале поместья рейхсмаршала. Это были чрезвычайно редкие с двух тысячелетней историей медные, свинцовые, бронзовые монеты. Дальнейшая судьба монет неизвестна. Но в каталоге ценностей Геринга древнееврейские монеты Калмана Линденбаума числятся. Как решится судьба монет для нашего повествования не суть важно. Важно лишь то, что монеты тоже были у Геринга среди награбленных ценностей. Отметим лишь, что каждая из них сегодня в среднем оценивается в 560-600 долларов.
Так смотрятся монеты рода Маккавеев.
Герман Геринг имел также коллекции бриллиантов, ювелирных изделий, фарфоровой посуды и столового серебра, скульптур и много еще предметов искусства, которые не были систематизированы в коллекции. По мере накопления своей коллекции Геринг несколько раз проводил ее инвентаризацию. Первый каталог был составлен на основе порядка комнат в его загородном доме «Каринхолл». Следующим шагом стал справочник «KG» (коллекция Геринга). После того как летом 1940 года была захвачена коллекция голландского арт-дилера Жака Гудстиккера, Геринг составил еще один каталог своих ценностей, который носит название справочника «РМ» (рейхсмаршал). После войны каталог пытались составить американцы (Нэнси Йейде), но потратив на это 7 лет, передали это дело немцам.
Немецкий исторический музей (DHM) в сотрудничестве с Федеральным управлением по центральным службам и нерешенным вопросам собственности (BADV) и Федеральным архивом, затратив десятки лет, наконец, составил и в 2009 году разместил в сети Интернета базу данных (каталог с изображениями) произведений искусства, находившихся в коллекциях Германа Геринга. В каталоге представлены картины, скульптуры, мебель, гобелены и другие изделия ручной работы Исследователям удалось каталогизировать на сегодняшний день 4 263 произведения, в т.ч. 1900 картин, 250 скульптур и 168 гобеленов. Отметим, что Каталог далеко не полный, по мере выявления предметов искусства, он постоянно дополняется.
В заключение раздела, отметим, что в Германии популярно мнение, о том, что Геринг, подобно Гитлеру, собирал экспонаты для музея, запланированного в Шорфхайде под Берлином, получившего название «Северогерманская галерея». Это оправдание грабежу было придумано немцами, после Нюрнбергского процесса, на котором, оправдываясь, Геринг заявил, что свои коллекции он собирался передать немецкому государству. Но, почему-то не срослось. Не передал. То, что собирательство путем грабежа, не только морально неприемлемое явление в цивилизованном обществе, но еще и преступление, ни самого Геринга тогда, ни немцев сегодня, не волнует. Потом немцы добавили, что, мол, Геринг собирался создать музей после войны. А что награбленное оказалось не в государственном хранилище, а дома у рейсхмаршала, так то, не вопрос. Главное намерения хорошие были. Такое вот отношение к грабежу немцев и к «доброму толстяку» еще живет в «цивилизованной» и «денафицированной» Германии.
Именное оружие Геринга
Герман Геринг владел внушительным количеством как охотничьего, так и боевого огнестрельного оружия. Было у него достаточно и холодного оружия. Одних только служебных кортиков и кинжалов больше двух десятков. Однако он не был коллекционером оружия. Практически все производители оружия в Европе, считали своим долгом презентовать Герингу свой подарочный экземпляр оружия, как правило, с роскошной отделкой, зачастую серебром и золотом. Некоторые образцы, которые стоили дорого, Геринг оставлял себе, но большинство оружия он раздарил своим партнерам по совместной охоте. Ниже приведено несколько образцов огнестрельного и холодного оружия, «засветившегося» на фотографиях и в описаниях и которое общепринято считать принадлежавшим Герингу.
Личное оружие Геринга – револьвер .38 S&W в военном музее Вест-Пойнта.
Именной позолоченный пистолет Вальтер РРК Геринга.
Этот пистолет был изготовлен в 1939 году и имеет более 98% изысканной гравировки на всех металлических поверхностях. Он состоит из традиционного глубокого точеного рельефа листьев германского дуба и гравюры типа желудя с очень тонким точечным фоном. Каждая секция пистолета была разделена на различные гравировальные блоки или секции с тщательно выполненной гравировкой в виде дубового листа и желудя внутри каждого блока. Левая сторона затвора отмечена только более крупной надписью «WALTHER». Он также был оснащен уникальным набором из трех заводских резных накладок рукояток. Левая рукоять украшена большим набором золотых инициалов «HG», а правая сторона также украшена отдельной позолоченной и выгравированной надписью «WALTHER». Пистолет укомплектован оригинальным позолоченным магазином с маркировкой Walther. Серийный номер выбит на правой стороне рамки. Пистолет продан с аукциона Rock Island Auction Company в сентябре 2016 года.
Позолоченный пистолет P.08 калибра 9 мм Luger.
Герман Геринг с охотничьим ружьем. 1941 год.
Охотничье ружье с вертикальным расположением стволов «Merkel 303»,подаренное рейхсмаршалу Герману Герингу в 1937 году.
Подарочный штуцер-вертикалка «Ludwig Schiwy 9,3х74R».
Штуцер-вертикалка «Ludwig Schiwy 9,3х74R», подаренный Герингу в 1938 году производителем.
Ружье BSW с дарственной надписью Герингу.
Ружье «JP Sauer & Son», подаренное Герингу городом Зуль.
Охотничий карабин BSW на базе Маузер 98 с оптическим прицелом.
Копия парадного кортика Германа Геринга.
Охотничьи кинжалы Геринга.
Свадебный меч, подаренный Люфтваффе Герману Герингу.
Этот меч был изготовлен на заказ и подарен жениху по случаю его второй свадьбы. На крестовине изображены знаки различия Люфтваффе, стилизованное навершие украшено орденом Pour Le Mérite, которым Геринг был награжден во время Первой мировой войны. Меч был богато инкрустирован позолоченными элементами. Ножны были обтянуты светло-голубой акульей кожей, имитирующей цвет парадной формы Люфтваффе. В недавнем времени был продан за миллион долларов.
Танковый меч, подаренный Герингу.
Меч был предназначен для подарка Герингу от штаба танковой дивизии в Италии в 1943 году. Рукоять изготовлена из слоновой кости. Крестовина и орел — позолочены.
Охотничий нож Геринга в военном музее Вест-Пойнта.
Отметим, что ни огнестрельное оружие, ни холодное Герингом не ценилось, в составленный им каталог ценностей не вносилось, а потому определить его количество не представляется возможным. В связи с этим, сегодня по миру «гуляют» десятки его образцов, как реально принадлежащих рейхсминистру, так и приписываемых ему. Ибо не только Геринг, но и маломальские «шишки» в Третьем Рейхе не имели стеснения в награбленных средствах, и заказывали себе подарочное, богато украшенное оружие, хотя и не всегда делали его именным.
Облачения Геринга
Помимо «складирования» общепринятых ценностей описанных выше, Герман Геринг был еще и ненасытным барахольщиком, которому могла бы позавидовать рота свихнутых модниц: мундиры, охотничьи костюмы, домашние халаты, экзотическая одежда древних предков и т.д. и т.п. наполняли все места обитания рейхсминистра. Его чудачества с одеждой зашли так далеко, что даже близкие его соратники считали его клоуном, который умудрялся переодеваться несколько раз за один вечер. И если «высшее сословие» Третьего Рейха к этому со временем привыкло, то иностранные дипломаты, промышленные и финансовые воротилы, которых Геринг регулярно приглашал в свои поместья, мягко говоря, безмерно удивлялись, высказывая сомнения в здравомыслии приемника фюрера.
Ганс-Ульрих Рудель, лучший пилот «штуки» войны, вспоминал, как дважды встречался с Герингом, одетым в диковинные костюмы: сначала в средневековом охотничьем костюме, когда он практиковался в стрельбе из лука со своим врачом; и второй, одетый в красную тогу с золотой застежкой, курящий необычайно большую трубку. Министр иностранных дел Италии Галеаццо Чиано однажды заметил, что Геринг носил шубу, похожую на то, что «высококлассная проститутка носит в оперу». Он устраивал щедрые новоселья каждый раз, когда в Каринхолле завершался этап строительства, и несколько раз менял костюмы по вечерам.
Учитывая, что Геринг занимал около 10 государственных должностей и около 20 в различных общественных организациях, обществах и ассоциациях, для каждой из них он стремился иметь отдельную униформу. И если для некоторых государственных должностей, например, для командующего Люфтваффе униформа была официально утверждена, то для многих других должностей, форму придумывал он сам. Точное количество комплектов униформы неизвестно, но исследователи заявляют о наличии в Геринга от 30 до 50 ее видов. Примечательно, что некоторые ее элементы он украшал драгоценностями. Например, жезл рейхсмаршала был инкрустирован драгоценными камнями.
Геринг в форме СА.
Униформа министра-президента Пруссии.
Геринг в сине-серой форме Немецкой ассоциации авиаспорта.
Микс униформы времен Первой мировой войны, знаков и наград межвоенного периода.
Геринг в полевой форме Люфтваффе.
Геринг в полевой форме фельдмаршала.
Геринг в униформе фельдмаршала.
Одна из униформ командующего Люфтваффе.
Униформа рейхсмаршала голубовато-серого цвета.
Портрет в парадной униформе рейхсмаршала.
Геринг в летней униформе рейхсмаршала.
Повседневная униформа рейхсмаршала.
Геринг в мундире рейхсминистра авиации.
Портрет Геринга в вечернем мундире фельмаршала.
Рейхсмаршал Геринг в меховом пальто.
Жилет из национальной немецкой одежды.
Национальная летняя одежда Геринга.
Герман Геринг увлекаясь охотой, имел множество видов одежды, специально пошитой для охоты. Зимой это была меховая одежда, в другие сезоны – в основном кожаная.
Геринг в охотничьей одежде.
Импровизированный костюм лучника.
По свидетельствам современников Геринга, в Каринхалле, перед тем как отправиться любоваться своими приобретениями, Геринг иногда специально одевался — облачался в бархатные бриджи, туфли с золотыми пряжками, отделанную оборками сорочку и цветную бархатную куртку.
Портрет Геринга в домашней библиотеке. 1934 г.
Геринг в домашнем халате.
Вместо заключения
Как ни странно, но личность Германа Геринга даже в сегодняшней Германии воспринимается не столь однозначно, как все остальные руководители Третьего Рейха. К примеру, не столь давно при съемке британцами очередного фильма «Битва за Британию» часть актерского состава была привлечена из Германии. В ответ на просьбу режиссера, игравшего роль Геринга, придать своему герою нотки чудачества, вся немецкая труппа высказала протест, вплоть до отказа в съемках, если замысел режиссера будет осуществлен. Образ «доброго толстяка» настолько глубоко засел в сознании немцев, что даже через несколько поколений они не в состоянии преодолеть пропагандистские штампы, осознать реальную роль Геринга в преступлениях их предков. Немыслимый размер награбленного приемником фюрера, тоже не является аргументом в развенчании выдуманного образа. И даже тот факт, что Геринг приказал взрывать и сжигать все, что он построил во время своего «царствования», включая и гробницу с прахом своей первой жены, которую якобы боготворил, не развеял пропагандистский дурман, до сих пор, отравляющий немцев. Надеемся, что вышеизложенное хотя бы немного укрепит уверенность читателей в том, что Нюрнбергский трибунал недаром приговорил «доброго толстяка» к смертной казни.
По материалам сайтов: https://matsam.livejournal.com; https://www.expressen.se; https://en.wikipedia.org; https://www.drg-salonwagen.eu; https://paradoxov.livejournal.com; https://jaaj.club; https://www.spiegel.de; https://www.deutschlandfunkkultur.de; https://en.wikipedia.org.
Литература: Г. Гротов. Рейхсмаршал Геринг. Загадки третьего рейха. – М., Вече, 2005; Wernfried Gappmayer. Die Burg Mauterndorf im Lungau. — Eigenverlag des Lungauer Landschaftsmuseums, Mauterndorf, 1983; Christian H. Freitag. Ritter, Reichsmarschall & Revoluzzer. Aus der Geschichte eines Berliner Landhauses. — Edition Friedenauer Brücke, Berlin, 2015.