Завоевание материальных ценностей одна из целей любой войны. Не была исключением и Вторая мировая. Помимо захвата территорий, присвоения зданий, сооружений, средств производства, завоеватели присваивали предметы искусства и культурного наследия, которые имели мировую стоимость не меньшую чем завод или фабрика. Начало грабежам положил Третий рейх. Его поддержала империалистическая Япония. Впоследствии предметами искусства не брезговали и сателлиты Германии. В завершающий период войны и СССР и Союзники по антигитлеровской коалиции под видом возвращения награбленного запасались трофеями, не очень беспокоясь истоками их происхождения. Другими словами, тоже грабили. Однако, по масштабам грабежей с нацистской Германией никто не смог сравниться. Об этом и будет наш рассказ.
С чего все началось
Адольф Гитлер был посредственным художником (см. Картины Адольфа Гитлера), которому было отказано в поступлении в Венскую академию изящных искусств. Тем не менее, он считал себя знатоком искусства, и в «Майн Кампф» яростно атаковал современное искусство как вырожденное, включая кубизм, футуризм и дадаизм, которые считал продуктом общества декадентского ХХ века. В 1933 году, когда Гитлер стал канцлером Германии, он навязал свой «стетический идеал» нации. Типы искусства, которые были одобрены среди нацистской партии, были классическими портретами и пейзажами Старых Мастеров, особенно германского происхождения. Современное искусство, которое не соответствовало этому, и все, что было найдено в государственных музеях Германии, должно было быть продано или уничтожено.
Целью фюрера было создание Европейского художественного музея в Линце, для чего были выделены как финансовые, так и военные ресурсы. Для этого требовалось, как выкупать предметы искусства, так и реквизировать их в оккупированных странах. Многие высокопоставленные чиновники Третьего рейха активно включились в это «движение», преследуя прежде всего свои корыстные цели. Особенно страстными поклонниками предметов культурного наследия стали рейхсмаршал Герман Геринг, министр иностранных дел фон Риббентроп, рейхсминистр восточных оккупированных территорий Альфред Розенберг, и другие высшие чиновники наци, которые скопили огромные частные коллекции.
Началу «движения» положила антисемитская политика, направленная на унижение и уничтожение немецких евреев, предполагающая не только изгнание жертв из страны, но и ограбление. То есть присвоение производственных и финансовых активов, а также мирского имущества, включая любые произведения искусства, такие как картины, рисунки и гравюры, мебель, антиквариат, книги, гобелены, ковры и так далее.
Южный фасад Дома немецкого искусства в Мюнхене.
«Движение» продолжила конфискация «вырожденных» предметов искусства из немецких музеев. Всего не соответствующими «немецким стандартам» было признано 16 тысяч картин и скульптур. Однако с более чем сотни музеев и открытых собраний 74 городов Германии исчезли около 20 тысяч работ почти 1400 художников. Для придания акции политического окраса в июне 1937 года, в Доме немецкого искусства в Мюнхене параллельно с выставкой лучшего искусства Германии, была устроена выставка конфискованных предметов под названием «Вырожденное искусство». Нацистские идеологи хотели на контрасте показать немецкому народу ничтожность и безсмысленность «деградирующего» искусства.
Обложка программы выставки «Вырожденное искусство».
Лист из каталога произведений «вырожденного» искусства.
Геббельс рассматривает «дегенеративное» искусство на выставке.
Отрывая выставку, Гитлер описал немецкое искусство как страдание «великой и смертельной болезни». А пропагандист Жосеф Геббельс в радиопередаче назвал немецкое «вырожденное» искусство мусором. Выставку посетило около 2 миллионов немцев, однако художественным дилерам Хильдебранду Гурлитту, Карлу Буххольцу, Фердинанду Мёллеру и Бернхарду Бёмеру, которым поручили распродать конфискованные произведения, это не помогло. Специально открытый магазин в Шлосс Нидершонхаузен, недалеко от Берлина, не приносил прибыли. А ведь Гитлер планировал, что вырученных денег за «мусор» будет достаточно для строительства художественного музея в Линце.
20 марта 1939 года арт-дилеры подожгли 1 004 картины и 3 825 акварелей, рисунков и гравюр во дворе пожарной части Берлина, что являлось актом вандализма и позора, похожим на предшествующее сжигания книг. Рекламный трюк привлек внимание, на которое они надеялись. Базельский музей в Швейцарии прибыл с 50 тысячами швейцарских франков. Пришли покупать и другие шокированные любители искусства из-за рубежа. Часть произведений немецкие дилеры выставили на аукцион «Дегенеративное искусство», организованный Теодором Фишером в швейцарском Люцерне в 1939 году в Гранд Отеле Националь. Несмотря на то, что предлагаемые работы были «изъяты» из немецких музеев нацистами, многие известные арт-дилеры приняли участие в аукционе. Прибыли на торги и доверенные лица крупных коллекционеров и музеев мира. Открытые аукционы были только видимой верхушкой айсберга, так как многие продажи, осуществляемые арт-дилерами, были частными. С этого времени, на протяжении всей войны Швейцария стала точкой сбыта ценностей, награбленных нацистами, как золота, так и предметов искусства. После этих продаж неизвестно, сколько картин было сохранено дилерами для личной выгоды, а сколько было продано. Также неизвестно куда и кому поступали средства, вырученные от проданных ценностей. Однако известно, что многие нацисты заимели счета в швейцарских банках, не будучи ни удачливыми торговцами, производственниками или банкирами.
Грабеж на оккупированной территории
В 1940-1942 годах немцы изъяли во французских музеях на оккупированной территории большинство произведений искусства, якобы для обеспечения их сохранности. И хотя наиболее ценные раритеты французам удалось спрятать, значительное их количество попало в руки нацистов. Геббельс лично отредактировал 1000-страничный каталог французских произведений искусства. Дальше «изъятие» ценностей было поставлено на конвейер со всей немецкой старательностью и педантичностью. По поручению Йозефа Геббельса генеральный директор Берлинского Музея Отто Кюммель составил секретный список обязательных к «уничтожению» произведений искусства, находящихся в иностранной собственности в трёх томах, который в декабре 1940 года занимал более 300 страниц. На первых порах он и служил источником данных для «изъятия» ценностей.
После окончания французской кампании, нацисты организовали несколько специальных организаций для профессионального грабежа оккупированных территорий. Специалисты этих организаций определяли, какие государственные и частные коллекции были наиболее ценными для нацистского режима. Некоторые из предметов были предназначены для музея Гитлера, другие передавались высокопоставленным чиновникам, третьи продавались для финансирования нацистской деятельности. Ну и конечно, что-то присваивалось непосредственно конфискаторами.
Альфред Розенберг.
Первая такая организация под названием «Западное агенство» (ERR) появилась в 1940 году у рейхсляйтера Розенберга, возглавившего впоследствии Министерство по оккупированным восточным территориям. Первоначально оно действовало во Франции, Бельгии и Нидерландах и собирало еврейские и масонские книги и документы, либо для уничтожения, либо для вывоза в Германию для дальнейшего «изучения». Однако в конце 1940 года Герман Геринг, который фактически контролировал ERR, издал приказ, которым переориентировал организацию на захват еврейских коллекций произведений искусства и других предметов на всех оккупированных территориях. Все добытое свозилось в Париж, инвентаризировалось, наиболее ценное отбиралось в коллекции Гитлера и Геринга, а затем отправлялось в Германию. За время своей деятельности ERR изъяла 21,9 тысяч предметов искусства из оккупированных Германией стран. Среди них 5 281 предмет живописи и графики, 583 предмета мелкой пластики, 684 миниатюры на стекле или эмали, книги и рукописи, терракота, медали, мебель, текстиль, предметы художественных промыслов, фарфор и фаянс, предметы искусства Азии и 259 античных произведений искусства. 5 009 объектов происходило из различных коллекций семьи Ротшильд, 2 697 — из коллекции Давид-Вайля, 1 202 — из собрания Альфонсо Канна, 989 — из коллекции Леви де Бенциона и 302 предмета — Джорджа Вильденштайна.
В период с апреля 1941 года по июль 1944 года 29 конвоев в 4 174 ящиках перевезли награбленное из Парижа в замок Нойшванштайн в Германии. С конца 1940 до конца 1942 года Геринг съездил в Париж около 20 раз, где для него организовывались персональные выставки. Только за эти два года он отобрал не менее 594 предметов для своей собственной коллекции. А всего ERR поставила Герингу боле 700 предметов.
«Охотники» за сокровищами из ERR в Харькове. 1942 г.
Одна из групп ERR в Минске. 1943 г.
Похищенные ERR книги в Риге. Ноябрь 1943 г.
Оттиск штампа, которым маркировались все предметы изъятые ERR.
Помимо того, нацисты в июле-сентябре 1940 года провели операцию под названием «Акция М» — изъятие мебели и домашней утвари бывших еврейских владельцев. Так из 71 619 квартир успели переправить из Франции в Германию более миллиона кубометров грузов в 29 436 железнодорожных вагонах.
Кроме предметов искусства, предполагается, что в ходе войны нацистская Германия разграбила 375 архивных учреждений, 402 музея, 531 институт и 957 библиотек только в Восточной Европе. Было вывезено три миллиона книг, причем треть из Советского Союза, в т.ч. около 100 тысяч географических карт. По окончанию войны в СССР удалось вернуть лишь 250 тысяч книг. Более миллиона награбленных книг было обнаружено американскими войсками в Хунгене и Гессене в мае 1945 года. Книги были вывезены туда из Франкфурта в начале 1944 года, когда появилась угроза бомбардировки города Союзниками.
Другой нацистской мародерской организацией был «Dienststelle Mühlmann» (агенство Мюльманна) под управлением австрийского искусствоведа офицера СС Мюльманна. Еще до аншлюса Австрии, Мюльманн собрал списки евреев-владельцев ценных предметов искусства, которые с приходом нацистов в Вену, были конфискованы. К осени 1938 года в венском хранилище агенства уже находилось около 10 тысяч произведений искусства, в том числе и коллекция Луиса Ротшильда.
Агенство Мюльманна, имея центральный офис в Вене, «работало» в Нидерландах, Гааге и Польше под покровительством министра иностранных дел Йоахима фон Риббентропа. В состав агенства входили 9 специалистов по искусству, имеющих ученые степени и две группы военных из СС, численностью до батальона, известного как «батальон фон Риббентропа». Позже интересы агентства распространились на Францию, СССР и Северную Африку. Наиболее активной работа агенства была в период 1940-1943 годов. Награбленные произведения искусства делились на три класса в зависимости от того, кому они должны были принадлежать в Германии. Клиентами агентства были Гитлер, Геринг, Гофман, фон Ширах, Тодт, Фрэнк, Кальтенбруннер, многие музеи и аукционные дома. Например, Геринг «купил» у Мюльмана несколько сот картин, Гитлер — 84 картины, Генрих Хоффманн – 30. Геринг также регулярно предлагал агентству предметы искусства для обмена. Так, на картины Писарро, Дега, Коро, Ренуара и Ван Гога были обменены Гриена, Кранаха и Брюна (из Музея Кроллера — Мюллера). Следует отметить, что под понятием «купил» подразумевается действительно покупка ценностей, но только по стоимости холста и использованных красок, то есть за бесценок. Как правило, такая покупка не превышала 1000 рейхсмарок. Однако, продажа-покупка оформлялась документально, что уже далеко после войны дало право наследникам нацистов предъявлять судебные иски на возврат раритетов, якобы принадлежавших их предкам на законных основаниях. Например, потомки Геринга до сих пор судятся за ряд шедевров живописи, опираясь на документы тех лет. 1 октября 1943 года по причине недовольства руководителями Третьего рейха «распределением» награбленных художественных сокровищ Кайетан Мюльманн был отстранен от деятельности связанной с грабежом.
Кайетан Мюльманн на приеме у Джозефа Геббельса.
Немецкие солдаты позируют перед Палаццо Венеция в Риме с картиной из Национального музея Италии.
Немцы показывают шедевр Боттичелли из музея Уффици.
После перемирия между Италией и союзными вооруженными силами в сентябре 1943 года, по инициативе Геринга, специально созданное подразделение из состава дивизии «Герман Геринг», известное как «Кунстшутц», занялось реквизицией итальянских произведений искусства и их транспортировкой в Германию под предлогом спасения их от бомбардировок Союзников. Так, из Флоренции было отправлено 58 ящиков с мраморными и бронзовыми статуями (Донателло и Микеланджело и др.), 26 древнегреческих статуй, 291 большая картина (включая работы Тициана, Боттичелли и Рафаэля) и 25 ящиков с более мелкими картинами. Они были доставлены в Германию и Австрию в автоколоннах, за которыми тайно следили итальянские разведчики, которые впоследствии сообщили об этом Союзникам.
Картина «Даная», похищенная нацистами.
В Неаполе были разграблены национальные музеи, в которых были сняты картины, в том числе «Даная» (Тициан), «Слепые, ведущие слепых» (Питер Брейгель Старший), «Портрет молодой женщины» (Пармиджанино) и многие другие мировые шедевры.
Однако, не все ценности, попавшие в «закрома» Третьего рейха, были добыты непосредственным грабежом с применением насилия. Приблизительно третья часть предметов находящихся в частных коллекциях была приобретена у законных владельцев. Правда условия, по которым они приобретались агентами из вышеприведенных нацистских организаций и агентств были весьма специфическими, и назывались безвыходными, поскольку сделки всегда проходили на оккупированных территориях. Поначалу раритеты скупались у евреев, которых насильно депортировали из Германии и других подконтрольных ей стран. Позже скупались у бесправных владельцев, под угрозой «командировки» в нацистский концлагерь. Как не странно, но агенты-перекупщики ценностей, не имели права брать комиссионные больше 15% от стоимости предметов. Как правило, на все покупки наци-коллекционеры имели документы, а стоимость приобретений вполне была адекватной доходам высокопоставленных чиновников. В качестве примера нацистского коллекционирования рассмотрим увлечение Геринга.
Рисунки Дюрера из коллекции Геринга, подаренные им фюреру.
Личная коллекция рейхсмаршала Германа Геринга, была одной из самых больших коллекций, включающей конфискованное имущество, которое занимало примерно 50% от всей коллекции. Так, например, 31 рисунок Дюрера, был взят из музея Лемберга (Львова). Картины Франца Гальса, Ван Дейка, Гойи, Рюисдаля, Яна Стена, несколько полотен Рембрандта, среди них «Мужчина с бородой» и «Человек в тюрбане», «Инфанта» Веласкеса, «Воскрешение Лазаря» Рубенса, 30 картин художников фламандской школы XV века, восточные ковры, холодное оружие и алебастровые вазы были привезены из Голландии. «Портрет мужчины» Мемлинга, большой подбор картин, гобеленов и мебели эпохи Возрождения, алтарь из Штерцинга, ряд полотен Тициана, Ван Дейка и Рафаэля, да еще античные предметы из Помпеи и Геркуланума, были вывезены из Неаполя. Картины «Жойез де Волан» Шардена, «Девушка с китайской фигуркой» Фрагонара, «Мистическое замужество святой Катерины» Давида, четыре «обнаженные» старшего и младшего Кранахов, картины Буше, Рубенса, статуэтка Грегора Эрхардта, известная как «Прекрасная германка», гобелены из Бове и гобелены с изображениями готических охотничьих сцен, мебель Людовиков XVI и XIV, включая письменный стол, некогда принадлежавший кардиналу Мазарини – «трофеи» из Франции.
Поддельная картина Яна Вермеера Дельфтского «Христос и блудница».
Американские солдаты с сокровищем Геринга.
Геринг также гордился выставленным у него полотном Вермеера «Христос и блудница», которое в числе других попало к нему из галереи Гудстикра из Амстердама. Картина была тщательно исследована и идентифицирована как подлинная его экспертом-администратором Андреасом Гофером и женой Гофера, которая являлась профессиональным реставратором картин. Геринг заплатил за этого Вермера 1 600 000 гульденов или $7 млн. в нынешнем эквиваленте и отдал несколько своих картин. На самом деле это была подделка, изготовленная голландцем ван Мегереном, чьи мастерские копии были обнаружены после войны. Это известие застало Геринга в тюрьме, и расстроило больше, чем собственный смертный приговор.
В одном из замков Геринга, после капитуляции Германии.
Представленные в невероятном обилии великие шедевры воспринимались недоброжелателями и завистниками Геринга в партии не как жемчужины в экспозиции его будущего музея, а как броский реквизит, сопутствующий его тщеславию и гордыне. «Залы и комнаты Каринхалле были покрыты ценными картинами, — пишет Шпеер, — висящими одна над другой в три-четыре ряда… И даже под потолком его пышного алькова можно было увидеть картину обнаженной во весь рост, изображающую Европу». Шпеер с презрительной насмешкой отмечает, что Геринг и сам «приторговывал картинами». Во время войны он продал некоторые свои голландские картины разным гауляйтерам, как он мне сообщил со своей детской улыбкой, намного дороже, чем заплатил за них сам, — сделав наценку за славу, которую, по его мнению, приобрели эти полотна, взятые «из знаменитой коллекции Геринга».
Известным примером был случай с амстердамским антикваром Жаком Гудстикером. Перед вступлением войск Вермахта он хотел бежать в Шотландию, но, к несчастью, в пути скончался. Геринг обеспечил захват брошенных 1300 картин, среди них были полотна Лукаса Кранаха, Винсента Ван-Гога, Франциско де Гойя, Рембрандта Ван Рейна, Питера Пауля Рубенса, Тициана и Диего Веласкеса. Он унаследовал это имущество от директора галереи, который был вынужден согласиться с продажной ценой около двух миллионов гульденов. 780 картин Геринг доставил в Германию, остаток перепродал немецкому банкиру Алоизу Мидлю, который часть коллекции в свою очередь перепродал, часть же передал на хранение в Швейцарию и Испанию.
Маутерндорф – замок Геринга.
Фельденштайн (Burg Veldenstein) – второй замок Геринга.
Точное количество предметов коллекции Геринга неизвестно, хотя учетом ценностей занимался специальный бухгалтер. На сегодня известен каталог из почти 4,3 тысячи предметов, в т.ч. 1900 картин, 250 скульптур и 168 гобеленов. Коллекция была, в основном, собрана арт-дилером Бруно Лозе, советником Геринга и одновременно представителем ERR в Париже. Коллекция размещалась в четырех постоянных домах, двух замках (Маутерндорф и Фельденштейн) и дворце на Лейпцигерплатц. К 1953 году Геринг планировал открыть свой личный музей в Каринхалле.
Большая часть коллекции Геринга оставалась почти до конца войны в представительском имении его резиденции Каринхалл в Шорфхайде к северо-западу от Берлина. В январе 1945 года Геринг приказал свою коллекцию вывезти специальными эшелонами в три места. Один из них был отправлен в Берхтесгаден и там сокровища были спрятаны в штольне. В Берхтесгадене коллекцию обнаружили американцы, и около 1000 картин попало в их руки, 80% из которых со временем было возвращено законным хозяевам и их наследникам. Второй поезд в Унтерштейне был разграблен местными жителями. Судьба остальных ценностей не известна до сих пор.
Согласно Лондонской хартии международного военного трибунала (London Charter of the International Military Tribunal) 1945 года процесс грабежа нацистами культурных ценностей был определён как «преступление против человечности». Немцами в Европе в период с 1933 по 1945 год было украдено 600 тысяч произведений искусства, из них 200 тысяч в Германии и Австрии, 100 тысяч — в Западной Европе и 300 тысяч — в Восточной Европе. В частности из СССР до начала 1944 года было вывезено около 40 товарных вагонов, груженных произведениями искусства. В октябре 1944 года для перевозки ценностей в Рейх требовались 1418 товарных вагонов. С помощью морских судов было вывезено 427 тонн ценных грузов.
Оценить стоимость похищенных культурных ценностей весьма проблематично. Хотя отдельные страны попытались это сделать. Например, по мнению польских экспертов, общая стоимость вывезенных предметов искусства из Польши оценивается в 20 миллиардов долларов, в современных ценах, или примерно 43% польского культурного наследия. Было вывезено более 516 тысяч предметов искусства, в том числе 2800 картин европейских художников, 11 тысяч картин польских художников, 1400 скульптур, 75 тысяч рукописей; 25 тысяч географических карт, 90 тысяч книг, в том числе более 20 тысяч напечатанных до 1800 года. На сегодняшний день, Германия имеет много польских раритетов, награбленных во время войны, однако переговоры об их возврате идут десятилетиями с минимальными результатами.
Фюрермузей
Адольф Гитлер, восторженно принятый в 1938 году большинством австрийцев, решил сделать городу Линц, дорогому ему с детства, дар необычайный по своей щедрости и размаху. Было запланировано строительство гигантского музея искусства. В его стенах диктатор хотел собрать все творения, достойные жить в веках. Мечта настолько захватила Гитлера, что он даже собственноручно сделал первоначальные эскизы комплекса, который должен был включать в себя, кроме музейных корпусов, и библиотеки на 250 тысяч томов, еще оперу и театр. Называться будущий светоч мировой культуры должен был «Führermuseum» (Музеем фюрера). Именно для наполнения еще не построенных стен шедеврами и начался массовый грабеж предметов искусства. На первой стадии проекта по распоряжению Гитлера предусматривалось выбрать из его личной коллекции экспонаты для музея в Линце, на второй стадии — расширить музейный фонд за счёт конфискованных произведений искусства, а затем систематически пополнять коллекцию за счёт приобретения предметов искусства в Европе. С 18 ноября 1940 года награбленные произведения искусства стали поступать в распоряжении Sonderauftrag Linz (Спецорганизации Линц), которая была учреждена в июне 1939 году. Они помещались в хранилища в замках Нойшванштайн, Кимзее, Буксхайм (Бавария), замке Когль в Аттергау и Зайсенег (Австрия), Николсбург (Чехословакия).
Замок Нойшванштайн – одно из мест, где хранились эспонаты для музея в Линце.
Проект архитектурного комплекса для размещения музейной коллекции в Линце был подготовлен под руководством Альберта Шпеера. Планировалось, что фасад главного здания музея с колоннами будет иметь длину в 150 м. Музей должен был иметь 36 км галерей и располагать 27-30 тысячами предметов искусства. Ожидаемая дата завершения проекта — 1950 год.
Макет фюрермузея.
Модель одного из зданий музейного комплекса.
Адольф Гитлер знакомится с макетом будущего музейного комплекса. Январь 1945 г.
Мост Нибелунгена в Линце.
Из всего запланированного Гитлером музейного комплекса в Линце, был построен только мост Нибелунгена через Дунай, который прекрасно сохранился до наших дней. Мост соединяет центр города и районы Урфар. Его длина — 250 метров, ширина – 30, и лежит он на двух бетонных столбах. Ширина проезжей части моста между колоннами составляет 90,1 метра, высота проезда 7,52 метра на стандартном уровне.
Гитлер для коллекции в музей отобрал 182 экспоната из конфискованных у Ротшильдов предметов искусства. Еще 324 картины из конфискованных в Австрии также было включено в списки будущей галереи. К декабрю 1942 года в хранилищах Sonderauftrag Linz уже находилось более 2,5 тысяч произведений искусства. Помимо комплектования будущего музея награбленными предметами, для музея приобретались культурные ценности на оккупированных территориях, естественно по «специальным» символическим ценам во время принудительных продаж. В 1941 году Sonderauftrag Linz расходовала 8,5 млн. рейсхмарок на приобретение произведений искусства в оккупированной Голландии. К декабрю 1944 года на экспонаты музея в Линце уже было потрачено около 70 млн. рейсмарок. В 1945 году в коллекции насчитывалось более 8 тысяч экспонатов. С осени 1940 года по осень 1944 года, специально для Гитлера было создано 32 фотоальбома коллекции музея, из которых до наших дней сохранилось 19, что и позволяют сейчас судить о коллекции.
Несмотря на тот факт, что первоначальные места хранения, которые не имели военного назначения и были важны лишь в культурном отношении, вряд ли бы бомбили Союзники, в 1943 году Гитлер приказал переместить коллекцию в более надежное место. Начиная с февраля 1944 года, произведения искусства перевозились в соляные копи Штайнберг 14-го века над деревней Альтаусзее, под кодовым названием «Дора», в которой ранее находились фонды различных венских музеев. Перевозка коллекции из хранилищ в соляную шахту заняла 13 месяцев, для чего использовались как танки, так и волы, когда грузовики не могли пройти по крутым, узким и извилистым дорогам из-за зимней погоды. Последний конвой с предметами коллекции прибыл на шахту в апреле 1945 года, всего за несколько недель до капитуляции Германии.
Туннель в соляной шахте Альтаусзее.
Лабиринтный соляной рудник, в толще горы высотой в 1.5 км, имел единственный вход со 138 пещерами, которые освещались от бензинового электрогенератора. Центральный туннель шахты имел узкоколейку, которая подходила к боковым ответвлениям с камерами для добычи соли. В этих помещениях рабочие строили складские помещения с деревянными полами, стеллажами, специально предназначенными для хранения картин и других произведений искусства. Естественные условия шахты поддерживали постоянную влажность на уровне 65% и температуру 4º зимой и до 8 º летом.
Произведения искусства в соляной шахте Альтаусзее, 1945 г.
Когда союзные войска приблизились к соляной шахте, Август Эйгрубер, гауляйтер Верхней Австрии, отдал приказ взорвать их и уничтожить произведение искусства, с помощью восьми 500-килограммовых бомб, которые хранились на шахте. Однако шахтеры, для которых шахта была единственным местом работы, при участии директора шахты и начальника немецкой охраны, сумели вытащить бомбы из шахты, а вход в хранилище для безопасности «запечатали» пороховыми взрывами, блокировав вход на шахту, и не причинив вреда коллекции. Таким образом, коллекция была сохранена вместе с шахтой.
Группа шахтеров-спасителей коллекции с американцами у ящика из-под авиационной 500-кг бомбы у соляного рудника Альтаусзее. Май 1945 г.
Часть коллекции, предназначенной для музея Линца, хранилась в бомбоубежищах в бункере фюрера в Мюнхене, входящего в состав партийной резиденции. До взятия города американцами, местные жители в поисках наживы взломали помещения резиденции и большинство из 723 картин, хранившихся там были разграблены. Часть предметов коллекции была присвоена американскими солдатами. Только 148 картин в конечном итоге удалось вернуть на американские склады. В целом же, около половины коллекции Гитлера, приготовленной для музея в Линце исчезло.
Обнаруженные сокровища и их судьба
Деревня Альтаусзее по Ялтинскому соглашению попадала в советскую зону оккупации. В апреле 1945 года советские войска стояли всего в 100 километрах от сокровищ «подземного города», в то время как американцам нужно было пройти 400. Но тут им повезло… Случайно к ним попали сведения о сокровищах, и американцы немедленно создали специальную подвижную боевую группу, которая рванулась к сокровищам. 7 мая она захватила шахту. Советские власти узнали о хранилище коллекции Гитлера только 14 мая, когда было уже поздно. Красной Армии достался лишь архив проекта музея Линц, захваченный в Дрездене.
Генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр у картин в соляной шахте Меркерса.
Мадонну Брюгге Микеланджело вывозят из соляных шахты Альтаусзее.
Ценности извлекают из шахты Альтаусзее.
За две недели, с помощью местных шахтеров, американцы не только пробили вход в соляную шахту, но и сумели вывезти примерно 12 тысяч произведений искусства. По данным американцев в шахте в частности находились: 6755 картин старых мастеров, из которых 5350 предназначались для музея Линца, 230 рисунков, 1039 гравюр, 95 гобеленов, 68 скульптур, 43 ящика с предметами искусства и неисчислимое количество предметов мебели, 119 ящиков книг из библиотеки Гитлера в Берлине и 237 ящиков книг для библиотеки Линца. Кроме «сокровищ нацистов» здесь были спрятаны и ценности из австрийских церквей, монастырей и музеев, чтобы сохранить их от бомбежек, Большинство ценностей были доставлены в «Центральный пункт сбора» в Мюнхене, бывшее административное здание нацистской партии, где они были зарегистрированы и проштампованы при необходимости. По экспертным оценкам, стоимость изъятых ценностей из шахты составляла около 3,5 млрд. долларов.
Однако шахта Альтаусзее была не единственным местом, где нацисты хранили награбленное. Начиная с конца марта 1945 года, силы Союзников начали обнаруживать скрытые хранилища. Только в Германии американские войска обнаружили около 1050 хранилищ похищенных предметов искусства и культуры. Много мест хранилищ артефактов были сообщены генералом СС Карлом Вольфом в ходе операции «Восход» — его секретных переговоров с Управлением стратегических служб США. В них обнаружили содержимое дворцов Уффици и Питти, а также картины Тициана и Боттичелли. Советские войска также нашли хранилища экспонатов из Дрезденского музея транспорта и Дрезденской картинной галереи (около 1500 картин Старых Мастеров). В двух зенитных башнях Берлина также были обнаружены собрания картин и предметов искусства.
Среди обнаруженных немецких тайников отметим наиболее известные:
— Берхтесгаден, Германия. 101-я воздушно-десантная дивизия обнаружила более 1000 картин и скульптур, похищенных Германом Герингом.
— Бернтероде, Германия. Американцы обнаружили четыре гроба с останками величайших лидеров Германии, в том числе гроба Фридриха Великого и фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга. В шахте также нашли 271 картину, в том числе придворные портреты из прусского дворца Сан-суси в Потсдаме.
— Меркерс, Германия. Подразделения 3-й армии США в шахте Кайзероде было обнаружено золото Рейхсбанка, 400 картин из берлинских музеев и множество других ящиков с сокровищами.
— Замок Нойшванштайн, Германия. Американцы обнаружили более 6 тысяч предметов, похищенных ERR, включая мебель, ювелирные изделия, картины и другие вещи.
— Сан-Леонардо, Италия. В тюремной камере обнаружили картины из музея Уффици, среди которых были полотна Сандро Боттичелли, Филиппо Липпи и Джованни Беллини.
Произведения искусства из тайников Германа Геринга.
Немецкая добыча, хранящаяся в Шлосскирхе Эллингене, найденная войсками 3-й армии США.
После войны в американских и британских банках, специальных хранилищах и в частных руках осели горы немецких и похищенных гитлеровцами ценностей, и лишь часть из них была возвращена законным владельцам. Среди счастливчиков оказались ограбленные нацистами французские и австрийские Ротшильды, эмигрировавшие во время войны за океан. Они обратились к Франклину Рузвельту, и в апреле 1945 года монументалист Джеймс Рораймер, приписанный к штабу 7-й американской армии, получил указание руководства приложить все силы к розыску сокровищ Ротшильдов. Управлением стратегических служб США был арестован Бруно Лозэ — один из ближайших подручных Розенберга и личный агент Геринга. С его помощью и при содействии американской разведки Рораймер вернул знаменитым банкирам большую часть их фамильного достояния. Исключение составили лишь семейные архивы (обнаруженные потом в Москве), уникальная коллекция драгоценных камней (их украл Геринг) и всемирно известная коллекция вин, выпитых нацистскими бонзами. В благодарность Ротшильды продали за символическую цену свой особняк в Париже на улице Сен-Флорентин под американское посольство.
Однако так повезло немногим. Из ограбленных нацистами стран Западной Европы только Франции удалось вернуть почти все свое культурное достояние. И лишь потому, что после высадки союзников в Нормандии был создан Национальный комитет по возвращению культурных ценностей во главе с Розой Валлон — куратором Лувра и сотрудницей музея Жё-де-Пом, тайно составившей во время оккупации списки похищенных немцами музейных ценностей, по которым их смогли найти. Вместе с тем, масса предметов искусства из ограбленных частных коллекций пропала. А французский золотой запас, вывезенный в 1943 году из Дакара на борту линкора «Ришелье», только через 23 года вернул из американских банков Шарль де Голль, пригрозив в случае не возврата выходом Франции из НАТО. Значительная часть национального достояния европейских стран (в том числе более 600 шедевров разных эпох из музеев и монастырей Италии) исчезла, оказавшись в зоне оккупации американских и британских войск.
Части алтаря Вейта Стосса, бывшего в церкви Святой Марии в Кракове, отправляют домой в Польшу.
Вопросы реституции культурных ценностей регулировались Лондонской декларацией Союзных и Соединенных держав от 5 января 1943 года и документами, подписанными в 1945–1946 годах в рамках Союзного командования и Союзного контрольного совета. Этот совет, согласно решениям Крымской и Потсдамской конференций союзников по антигитлеровской коалиции, осуществлял верховную власть на оккупированной территории Германии. Он принял ряд законов, директив и распоряжений в отношении изъятия (конфискации) определенных категорий немецких культурных ценностей и реституции культурных ценностей странам, пострадавшим от немецкой оккупации. В соответствии с этими актами конфискации подлежало все движимое и недвижимое имущество, фонды, счета и архивы нацистских и близких к ним организаций, личные коллекции, архивные фонды, библиотеки и другое личное имущество лиц, осужденных за преступления против человечности. Право на компенсационную реституцию имел прежде всего Советский Союз (как наиболее пострадавшая от гитлеровской агрессии страна); затем Франция, Великобритания и в наименьшей степени США, территория которых не находилась под оккупацией и не пострадала от военных действий со стороны Германии и ее союзников. Однако именно США, где немцами не было ни украдено, ни уничтожено, ни одного памятника культуры, провели самую масштабную реституцию, изъяв не только нацистские и награбленные ими золото и культурные ценности, но и сокровища немецких музеев, которые исконно принадлежали Германии и по международным соглашениям и конвенциям не подлежали отчуждению.
Вкупе с другими трофеями эти ценности рассеялись по американским спецхранам, музеям и частным собраниям. По официальным данным, из 4,5 млн. произведений искусства разных стран, найденных американцами и их союзниками на территории Европы и в течение семи лет рассортированных и каталогизированных, до 1955 года музеям ФРГ было возвращено лишь 1,5 млн. экспонатов. Хотя официально считалось, что США вернули ФРГ все вывезенные ценности. В 1962 году США расформировали агентство, отвечающее за реституции, а оставшиеся невозвратные произведения искусства были оценены на предмет их ценности как музейных предметов. Они были переданы в аренду различным музеям, в то время как другие предметы были переданы государственным органам для использования. Фактически на этом процесс возврата ценностей из США и завершился. И на сегодня некоторые ценности без истории происхождения уже выставлены в некоторых музеях. Например, Музей Метрополитен показал список 393 картин, которые имеют пробелы в происхождении во время нацистской эпохи, Художественный институт Чикаго имеет список из более чем 500 работ.
Не прошли мимо трофеев и советские войска. В июле 2007 года в Германии вышел официальный каталог предметов искусства, пропавших из берлинских музеев в результате Второй мировой войны. Он включает в себя 180 тысяч единиц хранения. Как утверждают авторы каталога, около 80% ценностей были конфискованы советскими трофейными бригадами и оказались в Советском Союзе, около 20% приходится на остальные потери. Из них 17–18 % предметов искусства якобы погибло в ходе военных действий, а 2–3% было украдено мародерами.
Отдельная история об изъятых немцами культурных ценностях и «пропавших» на сегодняшний день. Так, исчезла часть собрания Чарторыских (включая редкие персидские ковры и 260 изделий из золота, принадлежавших польским королям). Хотя «Портрет молодого человека» Рафаэля обнаружился за океаном, США не признает наличие коллекции у них. Такая же судьба постигла ценности Карлова университета в Праге и знаменитую коллекцию оружия из замка Конопище, которую гитлеровцы в 1944 году вывезли в Верхнюю Баварию, а затем спрятали в соляных штольнях Бад-Аусзее под Зальцбургом. Тайники вскрыли американцы. Что они там нашли — неизвестно. Зато известно, что далеко не все культурные ценности, украденные немцами, вернулись в Чехию. Сокровища киевских и харьковских музеев составили основу «украинской коллекции» Эриха Коха, часть которой была вывезена в Тюрингию, оказалась в руках советских и американских войск и была возвращена Украине, а другая часть якобы сгорела в середине января 1945 года в замке Вильденгоф. 229 шедевров изобразительного искусства XVI–XX веков, принадлежащих Львовской картинной галереи, найденных американцами в немецких хранилищах, были распроданы на аукционах. Практически полностью пропали ценности из венгерского «золотого эшелона». По оценкам экспертов бывшего СССР, около 330 тысяч произведений искусства и памятников культуры из числа, похищенных немцами в СССР во время войны, все еще находятся в спецхранах, музейных запасниках и частных собраниях на Западе, в основном в США. Однако это не окончательная цифра, как не окончательная цифра и общих потерь предметов искусства во время войны.
Вместо заключения
Сейчас в мире идут различные межгосударственные переговоры, годами рассматриваются иски по тем или иным предметам искусства, исчезнувшим в годы войны и «всплывшим» после у новых владельцев. Какие-то вопросы решаются в пользу наследников, какие-то нет. Однако это мелкие проблемы в сравнении с тем, сколько произведений искусства еще не найдено. Причем, неизвестно, сохранились они, или нет. Как пример, можно рассматривать Янтарную комнату, которая бесследно исчезла в годы войны. Учитывая то, что со временем требования к истории происхождения ценностей ужесточаются, продать тайно мировые шедевры все меньше и меньше шансов. Поэтому есть надежда, что сохранившиеся предметы искусства все же возвратятся миру. И тому есть надежда. К примеру, в начале 2011 года, около 1500 художественных шедевров, предположительно украденных нацистами, были изъяты из частного дома в Мюнхене. Среди них были произведения Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Пауля Клее, Макса Бекмана и Эмиля Нольде, которые считались утраченными. Их оценочная стоимость на 2013 год составляла $1 млрд.
По материалам сайтов: https://en.wikipedia.org; https://de.wikipedia.org; https://ru.wikipedia.org; https://mirtayn.ru; https://dominterier.ru; https://kulturologia.ru; https://vikent.ru; https://www.dailyartmagazine.com;; http://clubs.ya.ru;https://art-okg.livejournal.com; https://history.wikireading.ru.