Художественные фильмы о Второй мировой войне

Кино, являясь видом искусства, прежде всего, выполняет пропагандистскую и воспитательную функцию государства-производителя кинопродукции. Это в первую очередь относиться к военным фильмам.  Художественные фильмы на военную тематику снимали практически с момента возникновения кинематографа, поскольку эта тема всегда была популярной среди зрителей. Не стала исключением в кинотворчестве и тема Второй мировой войны. Фильмы о ней, снимали еще задолго до ее начала, однозначно предполагая ее неизбежность и через вымысел «просчитывали» ее развитие и результаты. Заодно и психологически готовили  население к войне, поднимали его патриотизм. Явно, и небезуспешно занимались этим Германия и СССР. И уже к началу войны милитаристская атмосфера  в этих странах  была накалена до предела – войны ждали со дня на день. Тем не менее, с началом войны, киноиндустрия не только этих стран, но и в целом мировая, не смогла быстро перестроиться на военные рельсы. В 1940 году Голливуд и Япония смогли выпустить по два фильма на военную тематику. По одному — Великобритания и СССР.  Таким же «вялым» в кинопроизводстве был и 1941 год. И лишь в 1942 году «киношники», подстегиваемые государственным аппаратом начали штамповать ленты, как на конвейере. Кино, являясь видом искусства, прежде всего, выполняет пропагандистскую и воспитательную функцию государства-производителя кинопродукции. Это в первую очередь относиться к военным фильмам.  Художественные фильмы на военную тематику снимали практически с момента возникновения кинематографа, поскольку эта тема всегда была популярной среди зрителей. Не стала исключением в кинотворчестве и тема Второй мировой войны. Фильмы о ней, снимали еще задолго до ее начала, однозначно предполагая ее неизбежность и через вымысел «просчитывали» ее развитие и результаты. Заодно и психологически готовили  население к войне, поднимали его патриотизм. Явно, и небезуспешно занимались этим Германия и СССР. И уже к началу войны милитаристская атмосфера  в этих странах  была накалена до предела – войны ждали со дня на день. Тем не менее, с началом войны, киноиндустрия не только этих стран, но и в целом мировая, не смогла быстро перестроиться на военные рельсы. В 1940 году Голливуд и Япония смогли выпустить по два фильма на военную тематику. По одному — Великобритания и СССР.  Таким же «вялым» в кинопроизводстве был и 1941 год. И лишь в 1942 году «киношники», подстегиваемые государственным аппаратом начали штамповать ленты, как на конвейере.  Весь период войны снимались малобюджетные, низкокачественные, но патриотические фильмы. Эта продукция, вызывала отвращение у фронтовиков (да и не особо им показывалась), поскольку и актеры и режиссеры представления не имели о войне, и снимали кино в глубоком тылу по довоенному восприятию происходящего. Однако гражданское население принимало эти фильмы с восхищением, ибо в них герои-соотечественники всегда выходили победителями из самых сложных ситуаций, хотя обыденность жизни показывала совсем другое. Людям хотелось хотя бы в кино порадоваться, получить надежду на благоприятный исход войны. Люди, дожившие до сегодняшних дней, по-прежнему считают те военные фильмы, лучшими, которые они видели в своей жизни. Послевоенное кино, включительно до 80-х годов, — это золотая эпоха военного кино в целом в мире. Фильмы снимают режиссеры, вернувшиеся с фронта, играют  также фронтовики. Тематика фильмов охватывает, как крупнейшие битвы, так и самые известные события войны на всех континентах. Снимаются монументальные ленты с грандиозными баталиями, используется подлинная техника, вооружение и оснащение армий. Консультантами картин выступают непосредственные участники событий. Экранизируются подлинные факты военной истории. На выходе – интересное, правдивое кино с огромной зрительской аудиторией. Практически все звезды кинематографа того времени, так или иначе прошли через военное кино. Далее, к началу XXI века интерес к фильмам о Второй мировой войне постепенно пропадает, что объясняется рядом объективных причин. Во-первых, у зрителя уже появилась определенная усталость от войны. Во-вторых, с кино уходят фронтовики. Новому поколению режиссеров и актеров старая война уже не интересна, они ее не знают. А ее подача в их интерпретировании – не интересна зрителю. В-третьих, постоянно появляются новые военные конфликты (Корея, Вьетнам, Ближний Восток, Афганистан), которые затребованы для освещения зрителем, а значит, актуальны для киноиндустрии. В 90-е и 2000-е годы фильмы о Второй мировой практически не снимаются ни в одной стране. С 2003-2004 годов в России начинается новый военный «психоз» в кинематографе. Его вяло подхватывает Европа: Германия, Польша, Беларусь.  Снимают все и обо всем. Снимают много, дорого и многосерийное кино. Однако, как в начале Второй мировой, так и сейчас о войне и снимающие, и смотрящие, имеют слабое представление. Получается шикарная, качественная картинка, а в целом глянцевое, мертвое кино, изобилующее глупостью режиссеров, некомпетентностью сценаристов и консультантов, непрофессионализмом костюмеров и прочей киношной братии. Актрисы с одинаковым выражением лица играют, что убитую горем мать военных времен, что содержанку «папика» настоящего времени. Актеры  в образ солдата-фронтовика воплощают образ «распальцованного» бандюка 90-х годов. Другого-то ничего не видели, не читали, и даже старое кино не смотрели.  Некоторые режиссеры кинулись создавать ремейки (переснимать уже снятые фильмы), — получилось хуже прежнего. К примеру,  Китай вместе с Россией снял  фильм «А зори здесь тихие» в 19 сериях. В результате Россия отказалась выпускать в прокат все серии, мотивируя  слишком явной недостоверностью отснятого материала.  На выручку кинематографу пришли сценаристы – начали писать фентези на тему войны. Теперь эти многосерийные «сказки» затопили все кинопространство, как в кинотеатрах, так и в телевизорах с интернетом. Поскольку сказки народ всегда любил, то и эти фильмы можно смотреть с удовольствием, заранее настроив себя на соответствующий формат небылиц.
К началу 2017 года тема Второй мировой резко затухает.  Возможно потому, что настоящая война уже идет в полную силу в Украине и Сирии. И экранные «стрелялки» на фоне настоящих смертей, крови и горя никого не впечатляют. А многим стоят комом в горле.  Несколько слов, о странах-производителях фильмов. Вообще-то, фильмы о войне снимают победители. Они прославляют себя, своих полководцев, своих солдат, свой народ. Былыми победами они пугают потенциальных врагов: мы сильные, мы победители, не трогайте нас. Побежденные скорбят молча. Если уж и сняли фильм, то один-два, для общей памяти. Поражение не хочется вспоминать, оно приносит деструктивные эмоции. Из этой формулы, вытекает то, что более половины всех фильмов о Второй мировой  сняли в СССР (после распада в России) и США. Последние 10-15 лет в явные лидеры в этом направлении вышла Россия. Много военных фильмов выходило в Польше, бывших Югославии и Чехословакии. Регулярно снималось военное кино и в Великобритании, Италии и Франции. Среди бывших республик Союза кино эпизодически снималось в Беларуси и Украине. Остальным бывшим  — оно и неинтересно, и дорого. И на конец. В представленном на сайте  каталоге размещено более 1600 художественных фильмов, снятых в 37 странах, начиная с 1939 года и по сегодняшний день. Все они есть  в свободном доступе в сети интернета. Почти все  зарубежные фильмы дублированы на русском, либо имеют субтитры. Выбирайте и смотрите.

Каталог художественных фильмов о Второй мировой войне

Фильмы производства 1939 года
Фильмы производства 1940 года
Фильмы производства 1941 года
Фильмы производства 1942 года
Фильмы производства 1943 года
Фильмы производства 1944 года
Фильмы производства 1945 года
Фильмы производства 1946 года
Фильмы производства 1947 года
Фильмы производства 1948 года
Фильмы производства 1949 года
Фильмы производства 1950 года
Фильмы производства 1951 года
Фильмы производства 1952 года
Фильмы производства 1953 года
Фильмы производства 1954 года
Фильмы производства 1955 года
Фильмы производства 1956 года
Фильмы производства 1957 года
Фильмы производства 1958 года
Фильмы производства 1959 года
Фильмы производства 1960 года
Фильмы производства 1961 года
Фильмы производства 1962 года
Фильмы производства 1963 года
Фильмы производства 1964 года
Фильмы производства 1965 года
Фильмы производства 1966 года
Фильмы производства 1967 года
Фильмы производства 1968 года
Фильмы производства 1969 года
Фильмы производства 1970 года
Фильмы производства 1971 года
Фильмы производства 1972 года
Фильмы производства 1973 года
Фильмы производства 1974 года
Фильмы производства 1975 года
Фильмы производства 1976 года
Фильмы производства 1977 года
Фильмы производства 1978 года
Фильмы производства 1979 года
Фильмы производства 1980 года
Фильмы производства 1981 года
Фильмы производства 1982 года
Фильмы производства 1983 года
Фильмы производства 1984 года
Фильмы производства 1985 года
Фильмы производства 1986 года
Фильмы производства 1987 года
Фильмы производства 1988 года
Фильмы производства 1989 года
Фильмы производства 1990 года
Фильмы производства 1991 года
Фильмы производства 1992 года
Фильмы производства 1993 года
Фильмы производства 1994 года
Фильмы производства 1995 года
Фильмы производства 1996 года
Фильмы производства 1997 года
Фильмы производства 1998 года
Фильмы производства 1999 года
Фильмы производства 2000 года
Фильмы производства 2001 года
Фильмы производства 2002 года
Фильмы производства 2003 года
Фильмы производства 2004 года
Фильмы производства 2005 года
Фильмы производства 2006 года
Фильмы производства 2007 года
Фильмы производства 2008 года
Фильмы производства 2009 года
Фильмы производства 2010 года
Фильмы производства 2011 года
Фильмы производства 2012 года
Фильмы производства 2013 года
Фильмы производства 2014 года
Фильмы производства 2015 года
Фильмы производства 2016 года
Фильмы производства 2017 года