Фильмы документальные производства 1942 года

Кокода – Линия Фронта!

Кокода – Линия Фронта!

Австралия. Режиссер – Кен Г. Холл.

Фильм показывает действия австралийских войск в Новой Гвинее. Он стал одним из четырех победителей 15-й церемонии вручения премии Оскар за лучший документальный фильм и первым австралийским фильмом, получившим награду Оскар.

100 000 кобберов

100 000 кобберов

Австралия. Режиссер – Кен Холл.

Фильм Департамента информации Австралии во время Второй мировой войны с целью увеличения набора в вооруженные силы Австралии.

Прибрежное командование

Прибрежное командование

Великобритания. Режиссер – Дж. Б. Холмс

В 1942 году летающая лодка «Сандерленд», в состав которой входили шкипер Джонни Кэмпбелл, Роджер Хантер и сержант Чарльз Норман Льюис, отправилась в патруль по охране конвоя, вылетая со своей шотландской авиабазы. Во время патрулирования экипаж встречает и бомбит немецкую подводную лодку. Экипаж «Сандерленда» возвращается в Англию, миссия выполнена, но с раненым членом экипажа на борту, который находится в стабильном состоянии. После визита в больницу экипаж «Сандерленда» информируется о том, что они будут повторно отправлены в Западную Африку для начала новой миссии.

Ближайшие родственники

Ближайшие родственники

Великобритания. Режиссер — Торольд Дикинсон.

Пропагандистский фильм, используемый в качестве учебного, чтобы продвигать правительственное послание о том, что «небрежный разговор стоит жизней» — о сохранении военной тайны  После войны и как минимум до середины 1960-х годов службы в странах Британского Содружества, фильм  продолжали использовать  в рамках обучения безопасности.

Пропал один из наших самолетов

Пропал один из наших самолетов

Великобритания. Режиссеры – Майкл Пауэлл,  Эмерик Прессбургер.

Фильм о войне, действие которого происходит в основном в оккупированных Германией Нидерландах, где  сбитые британские пилоты пытаются укрыться с помощью  местных жителей.

Хорошо прошел день?

Хорошо прошел день?

Великобритания. Режиссер – Альберто Кавальканти.

Фильм служил неофициальной пропагандой военных действий. В нем рассказывается о том, как немецкие десантники захватывают английскую деревню. Он пугает британцев, хотя к тому моменту угроза немецкого вторжения в значительной степени уменьшилась.

Там, где мы служим

Там, где мы служим

Великобритания. Режиссеры — Ноэл Кауард, Дэвид Лиин.

В мае 1941 года, во время битвы за Крит, британский эсминец «Торрин», сначала ночью топит беззащитный немецко-итальянский конвой, затем днём вступает в неравную схватку с немецкой авиацией, получает несколько пробоин и идёт ко дну. Выжившие члены экипажа собираются на надувной лодке. Перед их глазами проходят мгновения прошлого: спуск корабля на воду, эпизоды мирной жизни перед началом войны, первые сражения и первые потери, участие в эвакуации британских войск из Дюнкерка, редкие встречи с родными и близкими…

Мы служим

Мы служим

Великобритания. Режиссер — Кэрол Рид.

Фильм о жизни офицеров Вспомогательной территориальной службы (ATS).  30-минутный фильм был заказан вскоре после того, как британское правительство изменило природу ATS с добровольной организации на профессиональную службу с полным военным статусом в апреле 1941 года.  Пытаясь привлечь новобранцев, фильм подчеркивал, что женственность может быть сохранена в военное время.

Победа над своими крыльями

Победа над своими крыльями

Великобритания. Режиссер – Джон Хьюстон.

Пропагандистский фильм, нацеленный на молодых людей, которых агитируют поступать на службу в ВВС.

Письмо из Ольстера

Письмо из Ольстера

Великобритания. Режиссер — Брайан Десмонд Херст.

Фильм был создан с целью  укреплению чувства общности между народом Северной Ирландии и более ста тысячами солдат из США, базировавшихся в то время в Северной Ирландии. В фильме рассказывается об американских солдатах 34-й пехотной дивизии армии США. В основу фильма положены письма двух солдат домой, которые делятся своими впечатлениями с родными о новом месте службы.

C камерой на Сталинград

C камерой на Сталинград

Германия. Режиссер — Michael Kuball.

Немецкие солдаты 29-ой пехотной дивизии, маршем отправившиеся в Россию в июне 1941 года, дошли в сентябре 1942 года до Сталинграда. Один из них снял эту кампанию на киноплёнку своей личной камерой — получился фильм  без цензуры. Бывшие участники тех событий, ветераны того же самого дивизиона прокомментировали этот фильм, который лежал в течение нескольких десятилетий в полузаброшенном подвале и за кадром делятся своими воспоминаниями. Этот уникальный документ времени дополнен кинокадрами известного фронтового кинооператора Гетца Хирт-Ригера, кто также служил в России и записывал свои впечатления самостоятельно… «Мы никогда не видели подобного по телевидению; да, так оно и было, это — реальная война!», комментировали ветераны кинокадры этой документальной ленты.

Повсюду в мире

Повсюду в мире

Канада. Режиссер —  Стюарт Легг.

Пропагандисткий фильм  для канадского населения. После падения Франции в 1940 году Великобритания и страны Содружества выступили против держав Оси и их нападок на свободы во всем мире. Ряд побед в открытом море с разгромом «Граф Шпее», в пустыне и на Дальнем Востоке показал, что у Великобритании все еще есть резервы и вооруженные силы для ведения глобальной войны. Британские военно-морские и военно-воздушные силы развернуты в удаленных портах и ​​станциях, таких как Гибралтар, Мальта, Сингапур и Гонконг, для защиты жизненно важных морских путей. Южная Родезия, Южная Африка, Новая Зеландия и Австралия мобилизуются для войны, которая еще не дошла до их границ, но обязуются помогать Великобританию поставками. Канада также стала неотъемлемой частью борьбы против Оси, создавая свою оборону, оставляя морские пути через Атлантический океан свободными для судоходства и обеспечивая продовольствием осажденную Великобританию. Самым важным вкладом является создание учебных баз, необходимых для Плана подготовки воздушных судов Британского Содружества, где будут тренироваться летчики и летчицы из Содружества. Британские заказы на боевые самолеты, размещенные на американских заводах, привели к тому, что 85% самолетов было построено для Королевских ВВС  в Америке. Американские самолеты проходят через Канаду перед отправкой за границу.  Весь мир восстал против фашизма.

Пилот-перегонщик

Пилот-перегонщик

Канада. Режиссеры — Стюарт Легг, Росс Маклин.

Фильм рассказывает о пилотах  АТА (Вспомогательного воздушного транспорта Королевских ВВС), которые занимались перегонкой отремонтированных военных самолетов с британских заводов  в боевые части и новых самолетов из США в Англию.

Внутри боевого Китая

Внутри боевого Китая

Канада. Режиссер — Стюарт Легг.

В фильме показано сопротивление Китая вторжению Японии во время Второй мировой войны.

Голос действия

Голос действия

Канада. Режиссер – Джеймс Беверидж.

Фильм описывает важность Канадской радиовещательной корпорации (CBC) во Второй мировой войне.

Битва за урожай

Битва за урожай

Канада. Режиссер –  Стэнли Джексон.

Фильм показывает, как фермеры по всему миру были мобилизованы в битве за урожай, чтобы обеспечить  воюющие страны продуктами питания во время Второй мировой войны.

Разгром немецких войск под Москвой

Разгром немецких войск под Москвой

СССР. Режиссеры – Л.Варламов, И.Копалин.

В ноябре 1941 года Сталин решил начать снимать документальный фильм о боях под Москвой. В съёмке участвовали 15 фронтовых операторов.  23 февраля 1942 года картина вышла на экран. Фильм получил Сталинскую премию. Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован. Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). Фильм получил от Национального совета кинокритиков США премию за лучший документальный фильм в 1942 году, а в 1943 — первый в СССР «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».

Военная медицина на Западном фронте Великой Отечественной войны

Военная медицина на Западном фронте Великой Отечественной войны

СССР. Режиссеры — В.Н. Карин, Н.И. Богданов.

Фильм снят на историческом материале Западного фронта. В тяжёлых боях Красной Армии в период Великой Отечественной Войны военные медики, начиная с санитаров и медсестёр, рискуя собственными жизнями, под бомбёжками и непрерывными обстрелами, проявляли высокий героизм и мужество, доставляя раненых бойцов с места сражений в госпитали. Военные хирурги в тяжёлых полевых условиях, подчас падая от усталости и невероятного напряжения, круглосуточно спасали жизни бойцов-красноармейцев. В фильме показаны методы организации помощи раненым: операционное лечение, восстановление после хирургического вмешательства и их реабилитация.

Черноморцы (Оборона Севастополя)

Черноморцы (Оборона Севастополя)

СССР. Производство — Центральная студия кинохроники.

Документальный фильм 1942 года. В течении 250-ти дней героический советский город Севастополь с беспримерным мужеством и стойкостью отбивал бесчисленные атаки немецких войск. Оборона Севастополя вошла в историю Отечественной войны Советского Союза, как одна из самых ярких ее страниц. Масштабные съёмки советских кинооператоров проводились под руководством режиссёра и оператора, лауреата Сталинской премии В. Н. Беляева. Показаны документальные кадры военных действий с места боёв на море, в воздухе и на суше.

Ленинград в борьбе

Ленинград в борьбе

СССР. Режиссеры — Роман Кармен, Н. Комаревцев, Валерий Соловцов.

Кинохроникальный документальный фильм о героической обороне Ленинграда. Кадры сделаны в течение конца 1941 года, и на протяжении 1942 года.  Фильм смонтирован и выпущен в тяжелейший для великого города 1942 год.

Тебе, фронт!

Тебе, фронт!

СССР. Режиссер — Дзига Вертов.

«Сегодня в дни, когда моя Родина, Казахстан вместе с другими республиками Советского Союза, прилагает все усилия, чтобы разгромить врага человечества — кровавого Гитлера, как мне не спеть вам о молодой Сауле…» — этими словами начинается фильм Дзиги Вертова – «Тебе Фронт». Фильм посвящен героическому трудовому подвигу глубокого тыла. Зритель увидит, и без сомнения воодушевится верой в предстоящую победу над фашизмом. Залог этой победы, — помощь фронту всеми силами, всеми средствами. О том, как трудятся на полях и в штольнях граждане Советского Казахстана, повествует этот фильм.

День войны

День войны

СССР. Режиссер — Михаил Слуцкий.

Летом 1942 года советские кинооператоры приступили к съемкам грандиозного проекта. 160 человек одновременно, в один день на всем протяжении линии фронта от Баренцева до Черного моря, а также в тылу, снимали, как протекал 356-й день войны, а именно 13 июня 1942 года. 21 декабря 1942 года состоялся показ фильма в Великобритании (дата была выбрана неслучайно — день рождения Сталина). На премьере присутствовали — чрезвычайный посол Иван Майский и министр труда Эрнст Бевин. В 1943 — 1944 гг. фильм был также показан в Бельгии, Швеции и Израиле.

69 параллель

69 параллель

СССР. Режиссеры – Владимир Беляев, Михаил Ошурков.

Документальный фильм посвящается Северному военно-морскому флоту и мужеству его моряков. В нём идет речь об операциях Северного флота в период ВОВ. Темные волны Баренцево моря никогда не замерзают, поэтому целый год его водная дорога открыта во все стороны мира. Именно здесь, за Полярным кругом, на шестьдесят девятом градусе северной широты проходил правый фланг фронта Великой Отечественной войны. Пусть будет нетленна память о Русских воинах и моряках павших за Отчизну!

Боевой киносборник №8

Боевой киносборник №8

СССР. Режиссеры – Леонид Луков, Николай Садкович.

В сборник входят две новеллы: «Ночь над Белградом» —  рассказ героя новеллы, насильно отправленного на фронт и затем перебежавшего из немецкой армии серба; и  «Три танкиста» — рассказ советского солдата.

Боевой киносборник №9

Боевой киносборник №9

СССР. Режиссеры – Марк Донской, Игорь Савченко, Владимир Браун.

В сборник вошли новеллы: «Квартал 14»,  «Синие скалы» и «Маяк».

Боевой киносборник №10

Боевой киносборник №10

СССР. Режиссеры  — Борис Барнет, Ефим Арон.

В сборник входят две новеллы: «Бесценная голова» и « Молодое вино».

Боевой киносборник №11

Боевой киносборник №11

СССР. Режиссеры – Илья Трауберг, Владимир Браун, Николай Садкович, Игорь Земгано.

В сборник входят три новеллы: «Пауки», «Сто второй километр» и «Карьера лейтенанта Гоппа».

Боевой киносборник №12

Боевой киносборник №12

СССР. Режиссеры – Герберт Раппопорт, Вера Строева.

В сборник входят две новеллы: «Ванька» и «Сын бойца».

Боевой киносборник №13

Боевой киносборник №13

СССР. Режиссеры: Лев Кулешов, Игорь Савченко.

Киносборник состоит из новеллы «Юные партизаны».

Битва за Мидуэй

Битва за Мидуэй

США. Режиссер -Джон Форд.

Это монтаж цветных кадров битвы за Мидуэй с озвучкой  различными рассказчиками, в том числе Джонни Говерали, Дональда Криспа, Генри Фонда и Джейна Дарвелла.

Конопля для победы

Конопля для победы

США. Режиссер — Раймонд Эванс.

В фильме объясняется использование конопли и поощряется как можно более активное ее  выращивание фермерами. Во время Второй мировой войны Закон о налоге на марихуану 1937 года был ненадолго отменен, чтобы разрешить производство волокна из конопли для создания канатов для ВМС США, но после войны конопля вернулась к своему фактическому незаконному статусу.

Генри Браун, фермер

Генри Браун, фермер

США. Режиссер — Канада Ли.

Пропагандистский фильм, снятый в 1942 году о вкладе афроамериканцев в военные действия во время Второй мировой войны на примере  фермера Брауна.

Японское переселение

Японское переселение

США. Режиссер – Милтон С. Эйзенхауэр.

Фильм, созданный Управлением военной информации США и распространенный Комитетом по военной деятельности киноиндустрии, оправдывающий и объясняющий интернирование американских японцев на Западном побережье во время Второй мировой войны.  Фильм начинается с утверждения, что, хотя многие американцы японского происхождения были лояльны, в начале 1942 года Западное побережье было потенциальной зоной боевых действий, и правительство не знало, что будет делать японское население в случае вторжения в США. Кроме того, в фильме отмечалось, что рядом с важными в военном отношении объектами, такими как верфи, проживали японо-американские общины. Итак, говорится в фильме, японцы были демократически и гуманно эвакуированы в центры переселения в пустыню. В фильме также говорится, что большинство японцев ушли добровольно и считали, что это жертва, которую они должны принести как лояльные граждане.

Мир в войне

Мир в войне

США. Режиссер — Лоуэлл Мелет.

Фильм, снятый Управлением военной информации с объяснением того, почему Соединенные Штаты находятся в состоянии войны, а также различные причины и обстоятельства, которые привели к войне. Таким образом, его можно рассматривать как предвкушение или пробный запуск гораздо более известного 6-серийного пропагандистского сериала « Почему мы сражаемся » режиссера Фрэнка Капры.

Прелюдия к войне

Прелюдия к войне

США. Режиссер – Фрэнк Капра.

Это первый фильм из серии фильмов Фрэнка Капры «Почему мы сражаемся», созданный по заказу Управления военной информации. Это было сделано для того, чтобы объяснить американским войскам необходимость борьбы с державами Оси во время Второй мировой войны, основываясь на идее, что те, кто находится на службе, будут сражаться более охотно и умело, если они будут знать предысторию и причину своего участия в войне. Позже фильм был представлен широкой американской публике как сплоченный клич в поддержку войны.

Защита военной информации

Защита военной информации

США. Производство — Академия кинематографических искусств и наук.

Пропагандистский фильм о необходимости сохранения военной тайны и всяческой информации о военных.

Письмо от Батаана

Письмо от Батаана

США. Режиссер – Уильям Х. Пайн.

Фильм является частью серии фильмов, снятых «Paramount», направленных на поощрение более активного участия в военных действиях США.

Каталог фильмов по годам

Поделиться в: