Редко кто не смотрел замечательный советский сериал «17 мгновений весны». Несмотря на свою малобюджетность фильм великолепно отображает мельчайшие детали Третьего рейха, если конечно не касаться фантастического сюжета. Автомобили, униформа, оружие, внутренние интерьеры – все соответствует историческому периоду. Актеры, привлеченные в фильм – талантище на таланте. Критикам не к чему придраться. А вот историков «портреты» немцев здорово «перекосили». Речь идет о лицах верхушки Третьего рейха, где режиссер Татьяна Лиознова в отдельных случаях в противовес портретному сходству ввела совершенных антиподов. И наоборот, в других случаях добилась почти идеального сходства. Вот на эту тему и порассуждаем.
Постер к фильму «Семнадцать мгновений весны»
Начнем с хорошего, т.е. с абсолютной схожести артиста с прототипом. Иногда кажется, что наши актеры, судя по выражением лиц, были бы круче в жизни, чем настоящие нацисты. Настолько вошли в роль, что аж мороз по коже бежит. Остается только выразить восхищение и режиссеру и визажистам съемочной группы. Удалось, так удалось. И так, Борман, Гиммлер и Кейтель – на экране словно воскресшие. Судите сами.
Мартин Борман. Фото 1934 г.
Актер Юрий Визбор в роли Бормана
Генрих Гиммлер. Фото 1942 года
Актер Николай Прокопович в роли Гиммлера
Вильгельм Кейтель. Фото 1944 г.
Актер Евгений Емельянов в роли Кейтеля
Вторая группа, что называется – так-сяк. Поскольку это были роли не первого плана, можно режиссеру простить такой подбор. Сохранили общее направление типажа – и слава богу. Сколько тех знатоков лиц Третьего рейха. Поэтому киношный генералитет Кальтенбруннер, Вольф, Йодль и Шелленберг как-то проскочил мимо критики.
Эрнст Кальтенбруннер. Фото 1942 г.
Михаил Жарков в роли Кальтенбруннера
Карл Вольф. Фото 1937 г.
Актер Василий Лановой в роли Вольфа
Альфред Йодль. Фото 1940 г.
Борис Андреев в роли Йодля
Вальтер Шелленберг. Фото 1943 г.
Олег Табаков в роли Шелленберга
А вот с третьей группой – ни в тын, ни ворота – хоть стой, хоть падай. Роли первого плана, постоянно находящиеся в кадре и почти антиподы с прототипом. Возьмем Геринга. Таким толстым он был только на карикатурах Кукрыниксов, но не в жизни. Темперамент актера тоже не совпал с прототипом. Понятно, что хотелось режиссеру показать неприглядного врага, ну так приторочили бы ему еще свиное рыло. Партийные идеологи остались бы довольными.
Герман Геринг. Фото 1944 г.
Актер Вильгельм Бурмайер в роли Геринга
Образ сатрапа, подлеца и хитреца Мюллера, которого непревзойденно сыграл Броневой в фильме, вызывал у зрителей вместо жуткой ненависти к шефу гестапо, мягкую неприязнь. Его роль разобрали на цитаты, а многие изречения стали «крылатыми выражениями». Ну не может лицо добряка Броневого вызвать отрицательные эмоции, не тот типаж. Сравните ниже фотографии – это явный режиссерский прокол.
Генрих Мюллер. Фото 1942 г.
Леонид Броневой в роли Мюллера
С Фридрихом Крюгером, как-то вообще неудобно получилось. Разница в возрасте между прототипом и актером в 25-30 лет. А может, хотели показать другое действующее лицо, да обозвались. Там, оказывается, Крюгеров было завались – и Вальтер, и Вильгельм … и все СС, и все генералы. Типа как у нас Ивановых. Поди, ж ты разберись. Ну, это уже прокол консультантов в генеральских погонах.
Фридрих Крюгер. Фото 1939 г.
Евгений Кузнецов в роли Крюгера
Ну и отдельно, маковка на елочку, о нашем любимце Штирлице, которого так превосходно сыграл Вячеслав Тихонов. Поскольку прототипа у Штирлица не было, а образ, как говорит автор романа, собирательный, т.е. выдуманный, сравним его портрет с тогдашним секс символом Третьего рейха Рейнхардом Гейдрихом. И ежикам понятно (если сомневаетесь, спросите у своей женской половины), что немчура не идет ни в какое сравнение с нашим красавчиком. Другими словами наш рядовой мужик затмевает их породистого арийца. Ну, кто из таких разведчиков делает? Он же только от баб отбиваться будет! Когда шпионить–то? Его же фейс запомнит на всю жизнь, и школьница, и старушенция один раз увидев на улице. Даже в женских романах пишут, что классический шпион – серая мышь, смотри не смотри, а запомнить нечего. Однако режиссер достоверность заменила будущим кассовым сбором. Ибо кто же на Тихонова не пойдет?
Актер Вячеслав Тихонов в роли Штирлица
Секс символ Третьего рейха Рейнхард Гейдрих
Такое вот кино и немцы. Скажете что за кино, и, причём здесь немцы? Так это устойчивое выражение, как раз периода съемок телесериала, обозначающее какую-нибудь смешную или нелепую ситуацию. Употребляется в качестве междометия, самостоятельного восклицания или части предложения. Точно неизвестно, откуда это выражение пошло, но говорят, что с Одесской киностудии, где снимали детские приключенческие фильмы о войне. Юным пионерам-героям в этих фильмах противостояли, как правило, довольно карикатурно, нелепые и беспомощные немцы — отсюда и пошло представление о том, что сочетание кино и немцев обычно даёт смехотворные результаты.
И в заключение. Почему появилась эта статья. Пользователь онлайн-аукциона eBay под ником alpha11147 выставил на продажу кадры из фильма «17 мгновений весны», указав в описании, что на них изображены реальные офицеры вермахта времен Второй мировой войны. «Штурмбанфюрер СС Штирлиц с Железным крестом и партийным знаком НСДАП», — говорится в описании к фотографии актера Вячеслава Тихонова. «Оберштурмбанфюрер СС Курт Айсман после того, как он бы ранен в бункере Гитлера в 1945 году», — подписана фотография Леонида Куравлева, чей герой в фильме был одноглазым. Группа немецких генералов в бункере Гитлера в Берлине в 1945», — сказано на третьем снимке. Тексты написаны на английском языке, указания, что герои взяты из кинофильмов, нет. Стоимость каждой фотографии составляет $2,99 или 170 рублей. Кино и немцы!
P.S. Для любопытных: Фото и биографии верхушки Третьего рейха на нашем сайте.