Янтарную комнату называли одним из чудес света. В течение двух столетий это удивительное творение немецких мастеров украшало Екатерининский дворец в Царском Селе. Таинственно пропавшая в годы Второй мировой войны, Янтарная комната до сих пор будоражит умы любителей искусства и не дает покоя кладоискателем. Вместе с тем, подрастающие поколения о ней уже почти ничего не знают, а многие старшие по возрасту люди, из-за былой шумихи, поднятой в прессе, перестали отслеживать новости о результатах непрекращающихся поисков Янтарной комнаты, потеряв надежду на возможность ее обнаружения. С целью напомнить и молодым, и старшим о пропавшем сокровище и размещаем эту краткую публикацию.
История создания
Прежде чем начать рассказ о самой Янтарной комнате, несколько слов о самом «строительном» материале, о янтаре. Он относится к самым податливым в обработке природным минералам и трудно найти материал менее пригодный для отделки стен. В природе он крайне редко встречается большими кусками и поэтому используется для изготовления мелких сувениров, а также самых разных ювелирных изделий. Янтарь можно обрабатывать резцом, а для изменения цвета — вываривать в меду или льняном масле, а также прокаливать в песке. Вместе с тем, выполнить набор пластинок из янтаря очень сложно из-за малого его размера, а также из-за большого разнообразия оттенков и прозрачности материала. Кроме того, минерал очень чутко реагируют на изменение температуры и влажности — он начинает отслаиваться и осыпаться от основы.
Необработанный янтарь.
Янтарь в изделиях.
Янтарь в украшениях.
Янтарная комната — это единственный интерьер, оформленный с помощью этого удивительного минерала, имеющего такие поэтические названия, как «слезы моря» и «дар солнца». Повторить пример создания мозаики Янтарной комнаты больше никто не пытался — слишком дорогим, трудоемким и непрочным оказалось это «изделие». Отличительной особенностью интерьера Янтарной комнаты является то, что в его основе господствует материал, а содержательный компонент сведен к минимуму.
Янтарная комната или янтарный кабинет, имеет весьма давнюю историю. Ее проект был разработан архитектором Иоганном Фридрихом Эозандером фон Гете для дворцового комплекса Литценбург -пригородной резиденции прусской королевы Софии Шарлотты. Позже кабинет переделали для дворца мужа Софии Шарлотты, короля Фридриха I, в Ораниенбурге. В 1713 году готовые янтарные панели снова перевезли, на этот раз в Берлин для отделки помещений в столичном дворце. Но великолепный кабинет площадью около 17 м² никак не мог найти своего окончательного места, и через 3 года его вновь демонтировали.
Фридрих Вильгельм I.
В 1716 году Янтарный кабинет увидел Петр I. Он восхитил царя, и прусский король преподнес его ему в качестве дипломатического подарка. Это был дорогой подарок, ведь каждый кусочек необработанного янтаря весом от 75 граммов стоил столько же, сколько кусочек серебра. Петр не остался в долгу и через два года послал ответный презент: 55 гренадеров исполинского роста, а также собственноручно изготовленный кубок из слоновой кости. При жизни Петра шедевр так и не был смонтирован: то не было подходящего по размерам помещения, то не хватало многих деталей. Янтарный кабинет так и хранился в Летнем дворце Петра.
Императрица Елизавета Петровна.
Уже при Елизавете Петровне его наконец собрали в Третьем Зимнем дворце, дополнив янтарные панели расписанными холстами. В 1745 году прусский король Фридрих II, желая расположить к себе Елизавету Петровну, подарил ей еще одно янтарное панно, изображения которого прославляли императрицу. Янтарный кабинет дополнили на местах стыков панелей зеркальными пилястрами, а в янтарные рамы вместо зеркал вставили картины немецкого художника И.Ф. Грота. Таким образом, янтарный кабинет из 17 м² подрос до 36 м² и стал преобразовываться в Янтарную комнату, которая считалась залом официальных приемов в Третьем Зимнем дворце.
В 1755 году Елизавета решила перенести Янтарную комнату в новый дворец в Царском Селе. Детали янтарного «конструктора» вручную перенесли из столицы в пригород, и ответственную работу по окончательной сборке возглавил Бартоломео Растрелли. Для зала Большого Царскосельского дворца, площадью в более 96 м², янтарных деталей вновь оказалось недостаточно. Часть стен опять затянули холстом и расписали под янтарь, добавили зеркальные пилястры и деревянный резной декор. За состоянием Янтарной комнаты следил специальный смотритель, который также выполнял небольшие реставрационные работы. В 1763 году, при Екатерине II, холсты заменили янтарными деталями. На это еще ушло почти полтонны янтаря.
Екатерининский дворец в Царском селе.
Окончательный вид Янтарная комната приобрела в 1770 году, когда Екатерина II решила внести в нее изменения. Были изготовлены восемь плоских панелей нижнего яруса, восемь филенок под пилястры и множество других деталей, на что за четыре года ушло 450 килограммов янтаря. Комната располагалась в золотой анфиладе парадных залов дворца и сообщалась с картинным и портретным залами, а также с малой белой столовой. Янтарное оформление занимало три стены (в четвертой были окна) и было расположено в три яруса. Центральный (средний) ярус был составлен из восьми симметричных крупных вертикальных панно. В четырех из них установили картины из цветных камней, выполненные в технике флорентийской мозаики. Они аллегорически изображали пять природных чувств: зрение, вкус, слух, осязание и обоняние. Нижний ярус комнаты покрывали прямоугольные янтарные панно. В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик. Убранство комнаты состояло из наборных комодов русской работы и китайского фарфора. В застеклённых витринах помещения хранилось одно из самых больших в Европе собраний янтарных изделий XVII-XVIII веков работы российских, польских и немецких мастеров.
Янтарная комната до начала Второй мировой войны.
Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарные детали, поэтому их постоянно реставрировали. В XIX веке такие работы проводились трижды: в 1833, 1865 и 1893-1897 годах. При советской власти Царское Село переименовывается в город Пушкин, Екатерининский дворец становится музеем. Вплоть до начала войны предпринимались неоднократные безуспешные попытки реставрации комнаты. В XX веке небольшая реставрация была проведена в 1933-1935 годах, генеральная намечалась на 1941 год, однако война помешала этим планам. Следует отметить, что от первоначального вида Янтарного кабинета, к началу войны мало что осталось, поскольку ко времени ее размещения в Екатерининском дворце площадь панелей увеличилась почти вдвое, достигала 100 м² при высоте 7,8 м. Таким образом, немецкий подарок фактически превратился в произведение русского зодчества, хотя и при значительном участии немецких мастеров.
История исчезновения
В начале Великой Отечественной войны наиболее ценные музейные экспонаты из Екатерининского дворца были вывезены сначала в Горький, а позже перевезены в Новосибирск. Отбирали ценности под руководством директора музея В. И. Ладухина, а вывозили четырьмя партиями: 30 июня, 6 и 13 июля и 23 августа. Всего из Екатерининского дворца-музея было вывезено 11 387 предметов из 42 172, находившихся на учете, хотя в списках, утвержденных для эвакуации еще в 1936 году, значилось лишь 276 предметов из разряда особо ценных. Янтарная комната в их число не попала. Бытует мнение, что комната находилась в плачевном состоянии, при попытке начать демонтаж кусочки янтаря осыпались, а деревянная основа трескалась и деформировалась. Янтарную комнату решили не трогать, однако произвели её консервацию на месте. По воспоминаниям сотрудницы Екатерининского музея-дворца Лемус В.В. решение об этом приняла комиссия Ленгорисполкома во главе с Е.Т. Федоровой. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой, чтобы защитить от взрывной волны. Паркеты застелили ковровыми дорожками ворсом вниз и засыпали песком. Окна с двух сторон забили досками, а стекла оклеили тканью.
Ящики с музейными ценностями, прибывшие из Новосибирска. 1948 г. Там они хранились не вскрытые с 1941 года.
Однако, кажется, что приведенная выше версия о ветхости Янтарной комнаты, весьма сомнительная. За три месяца от начала войны и до захвата города немцами, ленинградские реставраторы могли бы не только разобрать стеновые панно, но и собрать заново, особенно если бы об этом «попросили» органы НКВД. Но, похоже, власть этот вопрос не особо заботил в силу низкой культуры и малообразованности их представителей. А посему, комиссары определили, что в первую очередь надо эвакуировать предметы искусства, выполненные из цветных металлов, чтобы оные не достались врагу. Таким образом, изделия из художественной бронзы практически из всех коллекций, независимо от их исторической и культурной ценности уехали в тыл, а мебель и книги — оставили врагу. Только в Екатерининском дворце было оставлено и пропало при оккупации 2600 предметов старинной мебели и 80% хранившихся раритетных книг.
Следует отметить, что звучным термином эвакуация, в годы войны на территории Советского Союза фактически прикрывался бардак и беспомощность советской власти в прифронтовой зоне. Партийные боссы и чиновники бежали на восток в первую очередь, задолго до подхода оккупантов, бросив все народное добро, но прихватив свое личное. Центральная власть требовала вывозить стратегически важные промышленные предприятия оборонного назначения. Спасение же культурных ценностей легло непосильной ношей на хранителей музей и фондов, которые не обладали ни властью, ни людьми ни транспортом. И только благодаря самым активным и пробивным сотрудникам музеев, в тыл удалось отправить хоть малую часть культурного наследия. Еще какую-то часть удалось спрятать на местах. Подобная ситуация складывалась не только в Пушкине, но и по всей территории СССР, попавшей под оккупацию. Сокровищ для оккупантов было оставлено предостаточно. Они даже создали при каждой Группе армий («Север», «Цент» и «Юг») специальные батальоны по отбору и вывозу культурных ценностей. И вывозили их сотнями вагонов.
17 сентября 1941 года немцы захватили Павловск, а 18-го полностью оккупировали и Пушкин. Передовые части, как обычно занялись грабежом царских дворцов: с диванов срезали шелковую обшивку, на паркетах разводили костры из мебели, пластины янтаря выковыривали из панелей Янтарной комнаты. Со временем, у дворцов была выставлена охрана, и начался планомерный грабеж специалистами.
Немцы в Царском селе.
Уже 1 октября 1941 года в Пушкин прибыла специальная группа графа Солмс-Лаубаха и некого капитана Пенсгена, которые отбирали культурные ценности для музея Гитлера. Затем в царских дворцах стали «шарить» специалисты из второй роты Особого батальона Риббентропа и грабители из Кунсткоммиссион рейхсляйтера Розенберга. Искали добычу и гонцы Ериха Коха — рейхскомиссара Украины, хотя северные территории и не входили в его юрисдикцию.
По свидетельству директора Государственных художественных собраний Кенигсберга доктора искусствоведения Альфреда Роде, гауптман Пенсген и граф Солмс-Лаубаха при помощи шести человек из строительного батальона на протяжении трех суток демонтировали Янтарную комнату. 16 октября 1941 года 27 ящиков с Янтарной комнатой по железной дороге было доставлено в Кенигсберг в распоряжении администрации Государственных замков и парков. Спустя четыре месяца янтарный шедевр был собран немцами в южном крыле Королевском замка на третьем этаже в музейном зале №37. Он был на треть меньшем, чем родной зал Екатерининского дворца, поэтому янтарные панели скомпонованы иначе. Эту небольшую комнату стали называть «немецкой» или «немецким Янтарным кабинетом», На фотографиях опубликованных доктором Роде в журнале «Пантеон» в 1942 году, видно, что в комнате отсутствовала часть зеркал и флорентийских мозаик. Считается, что «излишки» комнаты хранились отдельно в подвалах замка. В апреле 1942 года «немецкий Янтарный кабинет» торжественно открыли для всеобщего обозрения.
Двор Королевского замка в Кёнигсберге, где была вновь собрана Янтарная комната.
Как позже выяснилось, при демонтаже была похищена флорентийская мозаика «Осязание и обоняние» и некоторые вещи из убранства Янтарной комнаты. Их «взял на память» (и тем спас) руководивший солдатами-строителями при демонтаже янтарных панелей обер-лейтенант Ахтерман. В 1997 году эту украденную мозаику решил продать его сын, попался, и уникальная реликвия — вместе с найденным тогда же в Германии комодом из довоенного убранства Янтарной комнаты — была возвращена в 2000 году в Екатерининский дворец.
Мозаичная картина «Осязание и Обоняние» из панелей Янтарной комнаты.
Комод из убранства Янтарной комнаты.
Два года и четыре месяца новое «чудо света» украшало Кёнигсбергский замок. Сюда водили экскурсии. Но в 1944 году начались бомбардировки города, сначала советской авиацией, а потом авиацией Союзников. Начальство потребовало от Роде демонтировать Янтарный кабинет. Он долго не соглашался, но в начале августа 1944 года все же разобрал янтарные панели и детали убранства кабинета, сложил их в деревянные ящики и спрятал в глубоких подвалах замка. А в конце августа начались массированные бомбардировки города английской авиацией, от которых погибли десятки тысяч горожан. Тогда впервые был применен напалм. Особенно страшной была бомбардировка в ночь на 30 августа, когда был разрушен центр города, а Кёнигсбергский замок почти весь сгорел, чудом уцелела лишь часть его северного крыла. От огня оплавились шесть цокольных янтарных панелей, которые находились в подвале ближе к поверхности. Скорее всего, это были лишние детали от «русской» Янтарной комнаты. Обгорели и потрескались также зеркальные пилястры, обрамлявшие янтарные панно. Об утратах Роде 4 сентября сообщил в Берлин.
В марте 1944 года в Третьем рейхе была запущена программа захоронения немецких культурно-исторических ценностей и награбленных нацистами сокровищ в соляных шахтах, тайниках и хранилищах особого назначения. В эти секретные операции были вовлечены особо доверенные лица, как правило, офицеры СС. «Эвакуацией» сокровищ Кенигсберга занимался оберштурмбаннфюрер СС Густав Вист (человек Коха), и обер-лейтенант люфтваффе Альберт Попп (человек Геринга). Ценности надлежало спрятать в прусской земле. Для этого в Восточной Пруссии были оборудованы сотни тайников. По поручению Коха руководил этой работой Альфред Роде. Предметом его особых забот была собранная им «немецкая» Янтарная комната. Осенью 1944 года Роде ездит по имениям и замкам Восточной Пруссии и Саксонии в поисках надежного убежища для нее. Тем временем в Берлине озаботились судьбой янтарного сокровища, которое являлось «прерогативой фюрера». От Коха требуют отправить Янтарный кабинет вглубь Германии. Кох требует того же от Роде, а тот не желает расставаться со своим сокровищем, которое боготворил.
Отдавать Гитлеру или кому-то еще свое драгоценное достояние Роде не хотел, и затеял опасную игру. Он тянул с отправкой янтарных панелей в Берлин, а потом пошел на хитрость и начал отправлять вместе с награбленными ценностями Коха по две-три янтарных панели, указывая в сопроводительных документах, что это Янтарный кабинет из Кёнигсбергского замка, хотя на самом деле это были лишние детали от «русской» Янтарной комнаты. Эти посылки потом запутали искателей Янтарной комнаты, которые находили ее следы везде. Известно, что еще 4 марта 1945 года гауляйтер Эрих Кох делал выговор хранителю янтарной коллекции Альфреду Роде за то, что тот еще не успел эвакуировать свое хозяйство. Следовательно, можно предположить. что в начале марта 1945 года Янтарная комната могла еще оставаться в Кенигсберге.
После трехдневного штурма, Кенигсберг 9 апреля 1945 года был взят Красной Армией. Прибывшая в город комиссия по вывозу ценностей, которой руководил профессор Александр Брюсов, искусствовед и историк, похищенную Янтарную комнату не нашла. Рассказывают, что главное действующее лицо драмы – доктор Альфред Роде – вообще Брюсова не интересовал до тех пор, пока Роде сам не явился к нему. Но не для того чтобы сообщить о Янтарной комнате, а чтобы наняться на работу и получить продовольственные карточки. А лишь спустя некоторое время Роде показывает Брюсову бункер, где оказалось кое-что из похищенного. А по поводу Янтарной комнаты Роде заявил, что она сгорела во время налёта, и показал Брюсову груду обгоревших остатков.
Профессор с готовностью поверил и составил акт о том, что Янтарная комната сгорела, а доктор Роде сразу же куда-то исчез, однако осталась часть его личного архива. Из него стало ясно, что Янтарная комната спрятана в каком-то бункере. Осталось выяснить, о каком бункере идёт речь. Стали искать Роде и нашли только справку о том, что Роде и его жена скончались в декабре 1945 года от дизентерии в больнице. При вскрытии их могил на кладбище Святой Луизы тела обнаружены не были… Майор Иван Курица, расследовавший дело с Янтарной комнатой, следовавший на встречу с важным свидетелем, погиб в пути: натянутой поперек дороги проволокой ему срезало голову. Свидетель, с которым он так и не смог встретиться, был задушен…
В 1946 году Анатолий Кучумов – тот самый, который отвечал за эвакуацию музеев Царского Села – узнаёт, что профессор Брюсов считает Янтарную комнату сгоревшей, и немедленно отправляется в Калининград (Кенигсберг) вместе с искусствоведом Станиславом Трончинским. Приехав, они исследовали зал Королевского дворца, где якобы были обнаружены остатки Янтарной комнаты.
Руины Королевского замка в Кёнигсберге. 1946 г.
Сразу же были найдены три мозаики, которые действительно побывали в огне. При попытке взять в руки, мозаики рассыпались, ибо камень перегорел. Никаких других следов сгоревшей Янтарной комнаты Кучумов не обнаружил – обязательно остались бы куски оплавленных зеркал и янтаря. Версия гибели Янтарной комнаты в огне не подтвердилась, что позже признал и профессор Брюсов.
От царских дворцов в Пушкине, после изгнания оккупантов, остались одни руины, на восстановление которых понадобились десятки лет.
Разрушения в Царском селе.
Парадная лестница Екатерининского дворца.
Таким образом, Янтарная комната, в которой только стоимость использованного янтаря, оценивалась приблизительно в 140-150 млн. долларов бесследно пропала. Именно ее пропажа, а затем ее поиски, и сделали ее знаменитой на весь мир.
История воссоздания
В первые послевоенные годы загадочно пропавшую Янтарную комнату искали комиссии по розыску похищенных нацистами и их союзниками культурных ценностей. Потом за поиск взялись комиссии Калининградского обкома КПСС и Министерства культуры РСФСР, самодеятельные поисковые группы, исследователи-одиночки, но ничего обнаружить не смогли. 10 апреля 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании утраченного сокровища. Работа была поручена ленинградским реставраторам. Из искусствоведов, химиков, криминалистов, историков и реставраторов была создана «Царскосельская янтарная мастерская». Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива. Шедевр воссоздавали исключительно на основании чёрно-белых фотографий, сделанных перед войной в связи с планами реставрации комнаты. Из-за нехватки финансирования и сырья, работа несколько раз приостанавливалась.
Макет Янтарной комнаты, выполненный по фотографиям довоенного времени.
На возрождение уникального шедевра ушло 24 года напряженного труда и понадобилось 6 тонн калининградского янтаря. Художники и резчики восстановили интерьер комнаты из 500 тысяч кусочков янтаря.
Стоимость работ превысила 11 млн. долларов, из которых 3,5 млн. на завершающем этапе пожертвовал германский Рургаз. Высота современной Янтарной комнаты составляет 7,8 метра, площадь пола – 100 м², облицовка трёх стен янтарём – 86 м². 13 мая 2003 года государственная комиссия приняла работу реставраторов, а 31 мая, во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга, в присутствии президента Российской Федерации В.В. Путина и канцлера ФРГ Герхарда Шредера, воссозданная Янтарная комната была торжественно открыта для всеобщего обозрения в Екатерининском дворце Царского Села.
Панорама трех стен с янтарными панелями.
Вид Янтарной комнаты с окнами.
Стеновые янтарные панели.
Фрагменты верхней части стеновых янтарных панелей.
Большие рамы флорентийских картин.
Фрагменты из больших янтарных рам картин.
Фрагменты оформления современной Янтарной комнаты.
Неоконченная история поисков
Искать Янтарную комнату начали еще до взятия советскими войсками Кенигсберга. В феврале 1945 года удачным залпом с берега Вислинского залива батарея майора Грубо отправила под лед санный обоз немцев. Взятый в плен возница сообщил, что на потопленных санях везли Янтарную комнату из русского дворца. В доказательство пленный отвел майора в замок, некогда принадлежавшего внуку Вильгельма, и показал замурованную дверь. Пробив кладку, спустились в подвал, и нашли хрустальные люстры. Пленный утверждал, что и Янтарная комната была тут совсем недавно. Просто люстры не смогли увезти в спешке, а ящики с янтарными панелями смогли… За версию Грубо ухватился Василий Захарченко, в ту пору главный редактор журнала «Техника – молодежи». Организованная им советско-польская экспедиция прощупала Вислинский залив гидролокаторами. Но ничего не нашли.
Есть очевидцы, видевшие, как в Кенигсбергской гавани были затоплены какие-то большие ящики. Однако после войны моряки Балтийского флота тщательно обыскали дно, и нашли запчасти для всевозможного оборудования, ящики с документами, одеждой – все, кроме произведений искусства.
Другие очевидцы рассказывали о неком таинственном грузе, прибывшем под усиленной охраной в Данциг (Гданьск) в конце января 1945 года. Большие деревянные ящики, скрепленные металлическими скобами, были до странности легкими. Их погрузили на корабль «Вильгельм Густлофф». Один свидетель утверждал, будто старший боцман судна Эрих Биттнер сказал ему, что в этих ящиках – вещи из дворца русских царей, и эти ящики в море должны были перегрузить на другой корабль. Эрих Кох на одном из допросов тоже заявлял, что Янтарная комната была погружена на «Вильгельм Густлофф» и отправлена из Кенигсберга в Данциг. При этом он затруднялся вспомнить: по его личному приказу происходила отправка или он просто выполнял приказ, исходящий свыше.
Гибель «Вильгельма Густлоффа» глазами художника.
30 января в 21:04 «Вильгельм Густлофф» был торпедирован советской подводной лодкой С-13, которой командовал знаменитый Александр Маринеско, и затонул. Летом 1973 года польские аквалангисты обследовали затонувший корабль и с удивлением обнаружили, что на корпусе в некоторых местах видны следы подводной резки. Однако экспертиза заключила: никаких признаков того, что затонувший корабль был ограблен, нет. Никаких следов Янтарной комнаты на нем также обнаружено не было. Позже в германских архивах удалось разыскать полную документацию, относящуюся к последнему рейсу «Вильгельма Густлоффа», включая список грузов. Янтарной комнаты на борту этого судна не было.
Существует еще десяток версий о судьбе Янтарной комнаты и путях ее вывоза из Кенигсберга. Однако мы будем исходить из очевидных фактов, чтобы не описывать совсем уж фантастические варианты. И так, к началу марта шедевр все еще находился в городе, и по всей видимости был подготовлен к эвакуации, т.е. разобран и упакован в ящики. Комната находилась в распоряжении доктора Рубе, который был и знатоком и фанатом янтаря, и никак не хотел расставаться с Янтарной комнатой, всячески затягивая эвакуацию. Комната не сгорела, ибо ее остатков не нашли. Из всех допустимых версий судьбы комнаты остаются реальными только две: она по-прежнему спрятана в Кенигсберге, т.е. Калининграде, или ее вывезли в период между 4 марта и 7 апреля 1945 года.
Сначала рассмотрим менее реальную версию о вывозе. В остатках переписки Альфреда Роде было обнаружено сообщение о том, что Янтарная комната упаковывается и подготавливается к отправке в Саксонию. Далее следовала приписка: «В Вексельбург». Как выяснилось, в этом саксонском замке действительно принимали транспорты из Восточной Пруссии. Однако тщательные поиски не обнаружили здесь тайников, где могла быть спрятана Янтарная комната. По всей вероятности, она, вопреки намерению Роде, так и не попала в Вексельбург…
В декабре 1944 года, когда Роде искал место «захоронения» ценностей, он осмотрел не только Вексельбург, но и Крибштайн. А 19 декабря управляющий замка Крибштайн получил извещение о том, что из Кенигсберга к нему направляются два вагона с грузом, разгрузку которых он должен обеспечить. Оба вагона в сопровождении спецкоманды СС благополучно прибыли на место. Груз на лошадях перевезли в замок и разместили «согласно приказу». В начале апреля 1945 года замок Крибштайн был без боя занят советскими войсками. Содержимое хранилищ осмотрели сотрудники советской комиссии, и нашли там коллекцию скульптуры из Дрездена и ряд привезенных из Восточной Пруссии и похищенных в СССР произведений искусства. Но, ни самой Янтарной комнаты, ни каких-либо ее следов опять-таки обнаружено не было… Собственно ее там и не могло быть, ведь она в это время все еще была в Кенигсберге
Не нашли Янтарную комнату и в Тюрингии, в замке Рейнхардсбрунн, где хранилось 126 ящиков ценностей, принадлежащих Коху, хотя последний при допросах и называл замок, как место хранения, янтарного «чуда». Впрочем, Кох в плену имитировал «душевно больного», потерявшего память и за время своего пребывания в заключении выдавал все новые и новые места его кладов, что поляки даже не стали приводить в исполнение смертный приговор, надеясь заполучить сведения хоть об одном реальном хранилище ценностей. Однако Кох дожил до своих 90 лет отведенных всевышним, а жадные поляки остались «с носом».
Ценности из замка, как установила позже специальная группа по поискам Янтарной комнаты из «Штази» ГДР, 10-11 апреля 1945 года были перевезены на грузовиках швейцарского Красного Креста в соляную шахту Граслебен. После войны их обнаружили американцы и вывезли в США. Когда в 1986 году «Штази» собиралось обнародовать эту информацию, прокатилась волна «несчастных случаев», и все люди, причастные к расследованию погибли. Однако, результаты работы группы, все же просочились в открытые источники, из которых стало известно, что «лишние детали» из «русской» Янтарной комнаты таки были в Рейнхардсбрунне. То есть, доктору Руде таки удалось запутать Коха, отправив ему «ненужные детали». И сегодня какая-то часть деталей Янтарной комнаты может находиться в США.
Собственно других, достойных версий о вывозе Янтарной комнаты с Кенигсберга и нет. Да и выше описанная, не тянет на полноценную версию, ибо противоречит одному из главных фактов – в начале марта основная часть комнаты, так называемый «немецкий Янтарный кабинет» был в городе.
Таким образом, единственной реальной версией остается очевидное – Янтарную комнату доктор Роде спрятал в Кенигсберге или его окрестностях. На пользу этой версии идет и тот факт, что Роде ни за что не хотел расставаться с шедевром, что подтверждали и выжившие его сотрудники, и сын с дочерью. Понятно, что эта мысль, пришла не только нам в голову, но и многим другим.
Называются разные адреса, где могли спрятать сокровище: старинные замки Вильденхоф, Шлобиттен, Лохштедт, поместье Гросс-Фридрихсберг. Все эти замки сильно пострадали от войны, и что таится в их глубоких подвалах, большая часть которых до сих пор остается засыпанной, сегодня вряд ли кто возьмется сказать. В августе 1960 года совместная советско-польская экспедиция вела раскопки развалин замка Вильденхоф. Было найдено множество пострадавших от времени и от огня предметов: фарфор, слоновая кость, старинные медали, металлические оклады икон. Но никаких следов Янтарной комнаты, хотя металлические крепления янтарных панелей должны были сохраниться, даже если предположить, что Янтарная комната сгорела!
Сын доктора Роде — Вольфганг — отмечал, что его отец мог спрятать Янтарную комнату в тайниках, устроенных в подвалах Кенигсбергского замка, так как очень не хотел с ней расставаться. А Эрих Кох, отбывавший пожизненное заключение в Польше, в 1965 году вдруг «вспомнил», что в апреле 1945 года Янтарную комнату спрятали в каком-то бункере на окраине города, так как ее не успели эвакуировать… Погибший сотрудник «Штази» Пауль Энке, утверждал, что поскольку доктор Роде не уехал из Кенигсберга, то и Янтарная комната находится в городе. Его убеждения базировались на многочисленных опросах окружения Роде, считавших шедевр смыслом жизни доктора.
Королевский замок в довоенный период. Его остатки были снесены в 1968 году.
Кенигсбергская крепость сооружалась на протяжении нескольких веков, и к середине XX столетия в крепостных сооружениях в общей сложности насчитывалось 1242 помещения. Помимо того, в годы нацизма здесь выстроили дополнительные бункеры. Масса возможностей спрятать все, что угодно! Свои подземные сооружения – подвалы, крипты, хранилища – имели городские церкви, промышленные предприятия, даже жилые дома. Тщательная проверка подземных сооружений началась сразу после того, как город заняли советские войска. Во время поисков были исследованы более 250 предполагаемых мест ее нахождения. Находили взрывчатку, оружие, боеприпасы, различные предметы, было даже найдено большое количество музейных ценностей, однако Янтарная комната как в воду канула. Хотя, необходимо признать, что обследовались только доступные помещения. Естественно, что речь не идет о тайных, либо замурованных, либо похороненных под завалами.
О самой Янтарной комнате и ее поисках написаны горы статей и книг, снято несколько документальных и художественных фильмов, которые отнюдь не прояснили ситуацию с оригиналом комнаты, но составили прекрасную рекламу ее копии.
Постер немецкого фильма «Охота за янтарной комнатой». 2012 г.
Итак, тайна подлинной Янтарной комнаты так и осталась неразгаданной. Ее копией может полюбоваться любой желающий. Однако споры вокруг таинственного исчезновения уникального шедевра не утихают, а поиски продолжаются до сих пор… И кто знает, может быть, однажды эта тайна будет раскрыта…
По материалам сайтов: http://gorod-pushkin.info; https://ru.wikipedia.org; https://life.ru; https://peterburg.center; https://moiarussia.ru; http://2queens.ru; https://idealtourist.ru; https://pipsik.club; https://biglifetour.com; https://www.spb-guide.ru; https://www.gk-news.ru. Литература: Александр Масякин. Янтарная комната. Судьба бесценного творения. – СПб.: Пальмира, 2017; Виталий Аксенов. Сокровища Третьего рейха. Судьба похищенных шедевров. СПб.: Питер, 2010.