Цензура в США
В США военная цензура была введена уже 31 декабря 1940 года, т. е. практически за год до Пёрл-Харбора. В этот день министр ВМС Фрэнк Нокс обратился к СМИ с просьбой воздержаться от публикации материалов на такие темы, как закладка новых кораблей и перемещения войск, без предварительного согласования. И пока действовала добровольная цензура, руководство армии и флота разрабатывало планы по ограничительным мерам на случай вступления в войну.
Байрон Прайс, руководитель Управления цензуры
Война началась для США 7 декабря 1941 года, и в первое время за цензуру печатных изданий и контроль коммуникаций внутри США и за их пределами отвечало ФБР. Через восемь дней Рузвельт освободил от этих обязанностей главу ФБР Эдгара Гувера и назначил руководить цензурой Байрона Прайса, гражданского журналиста-радийщика. Законом «О чрезвычайных военных полномочиях» от 18 декабря 1941 года Конгресс одобрил кандидатуру Прайса и создание Управления цензуры. Под руководством Прайса и в сотрудничестве со СМИ управление подготовило список цензурных ограничений, которыми правительство просило руководствоваться добровольно. Это отражало установку на добровольную систему цензурирования в рамках принципов, разработанных еще в годы Первой мировой войны, без дополнительных мер, которые предусматривались «Законом о шпионаже» и «Законом о подстрекательстве». Этот список получил название «Практический Кодекс военного времени» и был введен в действие 15 января 1942 года. Кодекс был выполнен в двух вариантах – для печатных СМИ и для радио. Он представлял собой брошюрку в 5-7 страниц, которые рассылались всем американским СМИ. Кодекс был хорошо структурирован, с максимально четкими формулировками. Помимо общепринятых ограничений, кодекс также содержал и специфические требования, связанные с конкретными видами СМИ. Так, газетам рекомендовалось прекратить публикацию анонимных объявлений от частных лиц: их могли использовать для передачи шифрованных шпионских сообщений. Радиостанциям советовали не проводить прямые включения, когда лица «с улицы» получали доступ к микрофону, и звонки в студию, когда телефонных дозвонщиков включали в прямой эфир. Отменялась и практика «музыки на заказ» — потому что определенная музыкальная композиция могла означать закодированное сообщение.
Также Управление цензуры рекомендовало установить особый контроль над публикациями интервью или писем из зоны боевых действий — следовало предварительно получить санкции от управления или соответствующих военных органов. Редакторам объяснили, что письма из зоны боевых действий, обязательно будут проходить военную цензуру, — поэтому такие письма должны соответствовать Кодексу.
В структуре Управления круглосуточно работала «горячая линия» для редакторов СМИ, которые могли проконсультироваться со специалистами управления по любому вопросу цензуры.
Цензура достигла такого уровня самоорганизации, что все журналисты, знакомые с нормами цензурного кодекса, безошибочно и охотно выполняли его требования. Единственным «карательным инструментом», который Управление цензуры могло применять — публикация имен журналистов, переступивших границу дозволенного. Таким образом, соблюдались два требования президента, которые должны были обеспечить политику информационного контроля в условиях войны. Первое: американцы имеют право получать точные и правдивые сообщения о войне, переданные в журналистских материалах. Второе: эти материалы не должны помогать врагу.
Впоследствии в Кодекс вносились некоторые изменения, как самим Департаментом цензуры, так и военными властями на различных ТВД, однако в целом кодекс просуществовал на протяжении всей войны. И хотя кодекс призывал журналистов воздерживаться только от публикации материалов традиционно военного характера, военные власти на местах шли, как правило, дальше. Так, по приказу генерала Мак-Артура все материалы, прежде чем они получали разрешение на опубликование, проходили многоступенчатую цензуру, а журналистам вменялось в обязанность создание благоприятного имиджа войск и военного командования. Со своей стороны, командование ВМС задерживало прохождение материалов, нередко выжидая, пока репортаж о какой-либо победе не будет к месту, чтобы скрасить сообщение об очередной неудаче.
Такой значок носили сотрудники Управления цензуры. Латинский девиз на нем гласит – «Silentium Victoriam Accelerat» (Тишина ускоряет победу)
Офис военной цезуры. Манхэттен
Следует указать на еще один показательный момент. Управление цензуры не ставило перед СМИ требование обнародовать «положительные» новости, — как это практиковалось во время Первой мировой. Зато оно подчеркивало важность того, чтобы СМИ самостоятельно проверяли свои материалы на предмет информации, которая может нанести ущерб безопасности страны, и самостоятельно устраняли эти угрозы. Об этом говорилось в предисловии к каждой новой редакции Кодекса.
Усилия Прайса оценила и власть, и журналистское сообщество. За создание Кодекса цензуры Байрон Прайс получил в 1944 году специальную Пулитцеровскую премию. Пожалуй, это единственный случай в истории, когда престижная журналистская награда была вручена за цензуру журналистики.
К концу войны, когда было понятно, что разгром немцев и японцев неизбежен, цензурные требования начали ослабевать, и в конце концов, потребность в них отпала. 15 августа 1945 года Байрон Прайс отменил действие созданных им цензурных кодексов. И повесил на дверях своего кабинета табличку: «Больше не работаем». Из этого символического поступка можно понять, насколько сильно главный цензор США не любил цензуру и цензоров. Но именно эта ненависть к цензурным ограничениям и дала ему возможность создать эффективный механизм информационного контроля над СМИ в условиях войны. За все время военных действий был отмечен лишь один случай сознательного нарушения Кодекса журналистом.
Однако добровольная цензура никоим образом не касалась почтовой, телеграфной и телефонных служб. Здесь военная цензура работала общепринятыми методами. В зонах боевых действий цензура также не была добровольной. Фотографии, сделанные в нем, тщательно рассматривались цензурой до публикации.
Численность Управления цензуры, которая занималась в этом направлении составляла на февраль 1943 года 14 462 человека, которые работали в офисах Нью-Йорка, Майами, Нового Орлеана, Сан-Антонио, Ларедо, Эль-Пасо, Ногалеса, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Сиэтла, Чикаго, Сан-Хуана, Шарлотта Амали, Бальбоа, Кристобаля, Давида, Панамы и Гонолулу. Черный список Соединенных Штатов, известный как Наблюдательный список США по цензуре, содержал 16 117 имен.