Плакаты в разрезе стран
- Австралия
- Бельгия
- Бразилия
- Великобритания. Часть 1
- Великобритания. Часть 2
- Великобритания. Часть 3
- Венгрия
- Германия. Часть 1
- Германия. Часть 2
- Греция
- Дания
- Индия
- Испания
- Италия. Часть 1
- Италия. Часть 2
- Канада
- Китай
- Маньчжоу
- Мексика
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Норвегия
- Польша
- Сербия
- Словакия
- Словения
- СССР. Часть 1
- СССР. Часть 2
- США. Часть 1
- США. Часть 2
- США. Часть 3
- США. Часть 4
- Финляндия
- Франция
- Хорватия
- Цейлон
- Чехословакия
- Швеция
- Эстония
- Южная Африка
- Япония
Плакат (нем. – рlakat, анг. — posters) – броское объявление или афиша, созданные художником и полиграфически размноженные, как правило приклеиваемые. Обычно плакат представляет собой, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Говоря современным языком – плакат это форма социальной рекламы, которая обладает следующими особенностями: видна на расстоянии, понятна и хорошо воспринимаемая зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.
Считается, что плакат возник во Франции и Германии во 2-й половине XIX века в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых все большее место занимали орнамент и фигурные изображения. Первые образцы плакатного искусства, использовались в чисто рекламных целях и были в своей массе лишены идеологической основы. Они предназначались, прежде всего, для торговцев и горожан, содержали различную рекламную информацию, важную для потенциального потребителя.
Во время Первой мировой войны (1914-1918 гг.) большое распространение получил агитационный плакат. Он использовался для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым или призывал способствовать победе над врагом другими доступными средствами. В период Второй мировой войны плакаты стали частью информационно-психологической войны, которая активно проводилась почти всеми странами, принимавшими в ней участие. Плакат стал основным видом визуальной пропаганды и в сочетании с броской надписью (девизом, призывом) имел эффективное воздействие на сознание. Использование знаков двух различных систем, образуя пары «слово-изображение» позволяло зрителю быстрее и эффективнее воспринимать и интерпретировать плакат. При этом пропагандистский эффект усиливался за счет массовости применения плакатов, которая достигалась дешевизной их изготовления.
Выпущенный в военное время плакат имел своей целью оказать воздействие на массового адресата — гражданское население и вооруженные силы государств, в первую очередь — собственной страны. Плакат способствовал порождению, тиражированию и поддерживанию мифов в сознании людей. Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, художники-плакатисты использовали ряд специфических художественных средств: обобщение форм предметов, силуэтные изображения, общепринятые, легко понимаемые символы, сопоставление разномасштабных изображений, яркие краски. Важную роль в плакате играло расположение сопровождающего текста, размер и начертание шрифта. Как издание плакат недолговечен и рассчитан на мгновенное воздействие, что объясняется его целевым и читательским назначением, а также подчиненной этому назначению внешней формой — хрупкая бумага, непрочные краски и т.п. С одной стороны, он звал в бой, побуждая солдат к активным боевым действиям, с другой стороны, в тылу он призывал отдать все силы для помощи фронту. Своим лаконичным языком плакат, как ничто другое, мог передать глубину посыла художника зрителю, заставить его сопереживать.
При всем многообразии плакатов их все можно разделить на две группы по типу целевой аудитории: «фронт» и «тыл». Каждая группа имеет свои особенные методы воздействия на людей, побуждающие их к совершению действия или воздержанию от него, свои образы и язык.
В первой группе, ориентированной на фронт, по методу воздействия выделяются героическая и сатирическая разновидности. В их коммуникативные функции входило оказание направленного воздействия на армейские части, ведущие активные боевые действия против противника. Героическая разновидность таких плакатов популяризировала общечеловеческие идеи, примеры индивидуального героизма. Образы на таких плакатах призывали к принятию срочных адекватных мер против врага-монстра, разрушающего то, что дорого для сердца каждого человека. Сатирическая разновидность была призвана очернить врага в глазах солдат, показать его смешным, ничтожным и, следовательно, уязвимым для сильного, смелого и решительного героя.
Во второй группе, ориентированной на тыл, выделяются три категории: героическая, социальная и рекламная. Первая составляющая призвана продемонстрировать массовый и индивидуальный героизм людей, по различным причинам оставшихся в тылу. Такие плакаты призывали всеми силами помочь фронту, заменить в поле и у станка ушедших отцов и братьев, призывающие хранить тайну, бороться со шпионами и выявлять диверсантов. Сюда же относятся рекламные и рекрутинговые плакаты. В коммуникации такого типа, помимо коммерческой рекламы товаров народного потребления, отмечаются призывы участвовать в займах, жертвовать на оборону, экономить ресурсы и продовольствие; собирать металлолом и вторсырье. Особое место занимали плакаты с призывами к самообеспечению населения продовольствием – выращивать овощи и фрукты, домашнему консервированию. При помощи таких плакатов проводилось обучение населения азам гражданской обороны (светомаскировка, тушение зажигательных бомб, использование бомбоубежищ).
Среди изображаемых объектов на плакатах, наиболее часто использовалась военная техника, оружие, поле боя, промышленные объекты. Основными образами, изображаемыми на плакатах, были: воин, женщина в образе жены и матери, дети. Отдельная роль отводилась сатирическим и комическим образам, в которых, как правило, изображался противник, реже – нерадивый соотечественник.
Плакаты размещались в местах нахождения целевой аудитории, т.е. непосредственно там, где находились люди, воздействие на сознание которых, было необходимым. Так, плакаты рекрутинговой тематики расклеивали в населенных пунктах в наиболее посещаемых местах. Здесь же размещали и агитацию на тему экономии, приобретения бумаг государственного займа, работы в тылу. В воинских частях распространялись плакаты патриотической тематики, комические и сатирические, а также, призывающие к мести и уничтожению врага. Они расклеивались в казармах и блиндажах, столовых и клубах, аэродромах и учебных подразделениях. За их наличие, обновление и сохранение в армиях союзников отвечали офицеры отделов психологической войны, в Красной армии – политруки, а в Вермахте офицеры подразделений пропаганды.
Как правило, плакаты изготавливали воюющие страны для внутреннего потребления. Вместе с тем существовали и исключения. Германия напечатала несколько десятков видов плакатов для иностранных формирований СС: Бельгии, Норвегии, Нидерландов, Эстонии. Великобритания также издавала плакаты для своих доминионов: Австралии, Канады, Новой Зеландии, Индии и других подконтрольных стран. Известны случаи, когда первоначально изданные плакаты в США, издавались в Англии, и наоборот.
На сайте представлено 5,5 тысячи плакатов, выпущенных в 33 странах, принимавших участие во Второй мировой войне. Первенство в их производстве, как по номенклатуре, так и по тиражу принадлежит США. Дальше лидирует Великобритания, затем Германия и СССР. В этих странах было выпущено от 500 до 5000 видов плакатов. К середнячкам относятся Австралия, Италия, Канада и Франция, где было издано от 100 до 200 разновидностей плакатов. В остальных странах количество плакатов определялось от 10 до сотни.
Особенности издания плакатов в некоторых странах рассмотрим ниже.
Австралия, являясь доминионом Великобритании вступила во Вторую мировую войну одновременно с метрополией. Однако, в отличие от Англии, к войне была совсем не готова. В связи с этим проведение мобилизации было проблемным для страны и, соответственно, большая часть военных плакатов, была посвящена рекрутингу военнослужащих. Второй актуальной темой агитации была подготовка военных летчиков и авиационных специалистов, как для своих ВВС, так и для Великобритании. Поэтому тема военной авиации широко представлена на плакатах. Отражение нападения Японии проявилось в сатирических плакатах в 1941-1942 годах. Вместе с тем, основную тематику военной агитации занимала тема производства вооружения и военной техники, которая поставлялась в Англию, США и другие страны. Традиционно в плакатах нашли отражение и темы военных займов, экономии ресурсов, медицинского обслуживания военных, проблемы продовольствия и сохранения тайны.
Поскольку Бельгия была оккупирована Германией в 1940 году, военные плакаты страны представлены в основном немецкими плакатами, выпускавшиеся для Бельгийского легиона СС. После освобождения Бельгии союзниками, в ходу была их агитация.
Военные плакаты Великобритании издавались по классическим канонам под руководством Министерства информации, действовавшего в Великобритании в 1938-1946 годах. Непосредственно пропагандой занимался «отдел операций», созданный в 1940 году. Массовый выпуск плакатов начался в 1939 году. Они появились на рекламных щитах и в витринах магазинов, на железнодорожных станциях и трамвайных остановках, на заводах и в учреждениях. С этого времени, они стали неотъемлемой частью и символом войны. Можно отметить некоторые эксклюзивные темы британских плакатов.
Так, после принятия правительством Британии решения о предоставлении СССР военно-технической помощи, была издана большая серия плакатов на русском языке, которая поставлялась вместе с оружием и техникой. Эти плакаты информировали о поставках Британии, призывали к совместной борьбе, вселяли надежду на победу.
Второй неординарной темой был лозунг: «Мы били их раньше. Мы побьем их снова». Примечательно, что этот лозунг появился сразу после эвакуации британского экспедиционного корпуса из Дюнкерка и капитуляции Франции, после того, как Британия осталась с Гитлером один на один, без союзников на континенте. Положение страны критическое, но британцы не теряют веры в себя. Плакаты с этим лозунгом оказались самыми массовыми в период войны.
Оценивая общую номенклатуру плакатов Великобритании, следует отметить, что непосредственно военная тематика, батальные сцены, изображения воинов и техники, в количественном выражении значительно уступают плакатам, предназначенным для тыла. Организация экономики, быта, экономии ресурсов, привлечение женщин в армию и производство, сохранение тайны и прочие относительно мирные темы, являлись основой военной пропаганды Англии.
Учитывая большое количество подконтрольных стран Британской империи, многие плакаты касались вовлечения их народов к борьбе с общим врагом. При выпуске таких плакатов учитывались национальная, общепринятая символика этих стран.
Британские сатирические плакаты в отношении противников, в отличие от плакатов самих противников, не носили удручающий характер и не отличались особой злостью, что в то время было нетрадиционным подходом. Такие плакаты скорее носили насмешливо-иронический мотив, не вызывали агрессию.
В связи с тем, что общая воинская обязанность была ведена в Англии до начала войны, правительство не выпускало рекрутинговых агитационных плакатов, предназначенных для мужчин. Их место заняла агитация женщин, призывающих служить в армии и во вспомогательных военизированных подразделениях. Количество таких плакатов занимает, чуть ли не четверть от всей выпущенной номенклатуры, которая оценивается в 2 тысячи штук.
Агитационные плакаты Германии являлись составной частью хорошо отлаженной нацистской пропагандисткой машины, возглавляемой Министерством пропаганды и народного просвещения.
В 1938-1940 года плакаты изобиловали изображением нацистской символики (флага, свастики, орла, штандартов), патриотическими и партийными призывами. Огромное количество плакатов выпускалось с изображением Гитлера с различной текстовой частью – от ликования великим полководцем до восхваления гения. В период активных военных действий на Восточном фронте в тематике плакатов превалировало прославление мужественного образа воина, заботе в тылу о раненных и фронтовиках. Отдельно рекламировалось СС. С открытием союзниками Второго фронта, начался массовый выпуск антипропагандистких плакатов в их отношении. Основными их темами было насилие солдатами немецких женщин, карикатуры на политических лидеров, грабеж населения. С момента вступления советских войск на территорию Германии, началась пропагандистская истерия среди мирного населения о зверствах «восточных варваров», которая продолжалась до капитуляции Германии.
Особое место в немецкой пропаганде занимали антиеврейские плакаты, изображения на которых должны были вызывать отвращении и ненависть к евреям. Выполненные в темных тонах, искаженные лица с неизменной атрибутикой «Звезда Давида» и деньгами, по мнению нацистов, помогали избежать сочувствия немцев при массовом истреблении евреев. Уже к лету 1942 года, когда живого еврея можно было увидеть только в концлагере, издание плакатов прекращается.
Значительное количество немецких плакатов было издано для оккупированных территорий, в т.ч. и советских (Белоруссия, Украина). Они имели разнообразную тематику – от антибольшевизма до борьбы с партизанами, от прославления Вермахта до призывов ехать на работу в Германию. При этом такие плакаты имели тексты на языках захваченных территорий. Зачастую использовались национальные образы, национальная одежда и другая идентифицирующая национальность атрибутика. Следует отметить, что подобная агитации имела место лишь до конца 1942 — начала 1943 года. С ухудшением положения на Восточном фронте, пропаганда была заменена карательными отрядами.
С целью пополнения рядов СС за счет фольксдойче из других стран и добровольцев из числа граждан тех стран, чьё население имело общие германские корни, в 1939 году был организован призыв этнических немцев из разных стран. Затем было разрешено служить в СС добровольцам из Нидерландов и Скандинавии, наиболее близкими немцам по антропологическим и психологическим показателям. А с 1943 года на службу допускались
представители «негерманских» и «неарийских» народов. Так, в СС появились добровольцы из славянских, мусульманских, азиатских и даже африканских народов. Специально для них было выпущено несколько десятков видов, как рекрутинговых, так и патриотических плакатов.
Помимо норманнов и прибалтийцев Германии служили и около миллиона граждан СССР (русские, украинцы, белорусы, многие народности Кавказа) для которых издавались плакаты соответствующей тематики.
Несмотря на милитаризированность Третьего Рейха, агитация в нём велась и по мирным направлениям. Издавались плакаты о строительстве, рекламе немецких товаров, развитии сельского хозяйства, преодолении последствий Первой мировой войны. Значительное количество плакатов было посвящено организации Гитлерюгенд, ее патриотичности. Трудовой фронт Германии также не был обделен вниманием немецкой пропаганды, а с конца 1943 года плакаты с призывами использовать женский труд, заполонили всю страну.
Советские плакаты отличались условными и простыми изображениями, лаконичностью и четкостью призыва. Военные плакаты различались, как по качеству исполнения, так и по форме. Некоторые из них были грубыми карикатурами, в то время как другие были картинами на военную тематику или получившими известность фотографиями, с разъяснением о происходящем или стихотворным комментарием. Во время войны плакаты выпускались в Москве, Ленинграде, Горьком, Иванове, Красноярске, Мурманске, Пензе, Ростове, Саратове, Свердловске, Куйбышеве, Тюмени, Хабаровске, Томске, Челябинске и др. городах. Плакаты создавались и в республиках — Армении, Грузии, Казахстане, Туркмении и Узбекистане.
Часть советских агитационных плакатов были созданы группой художников в рамках проекта «Окна ТАСС», которые стали реинкарнацией Окон РОСТа периода Гражданской войны. Такие изображения тиражировались с помощью трафаретов и, как правило, вывешивались на специальных стендах в Москве и других городах. Это был специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. Поэтому, в сравнении с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой, был мобильным — мгновенно реагировал на то или иное событие. В то же время тиражи его были мизерными по сравнению с типографской продукцией.
Среди популярных мотивов плакатов можно отметить следующие: «До последнего патрона», «Защитим», «Отстоим», «В атаку!», «Боец побеждает врага в ближнем бою», «Смерть детоубийцам», «Отомсти», «Не болтай», «На Запад», «На Берлин», «Слава победителям». В зависимости от хода войны менялась и тематика издаваемых плакатов. Так в 1941-1942 гг. преобладали мотивы призывающие встать на защиту Родины, отомстить врагу, отстоять родную землю. В 1943-1944 гг. актуальной была тема о героизме воинов и тружеников тыла, призывов бить врага, ликование об освобождении советской земли. В конце 1944 года и начале 1945 года плакаты призывали освободить Европу, добить врага в его логове, прославление Победы.
При этом «свои» в плакатах изображались сильными, уверенными в себе людьми. Широко использовались изображения государственных символов, политических лидеров, популярных исторических персонажей, как правило, связанных с военной историей. Враги в пропагандистских плакатах представали то жалкими и беспомощными, то бесчеловечными монстрами. В некоторых случаях центральным звеном пропаганды становился не сам враг, а бесчеловечность и разрушительная его деятельность, что было призвано одновременно подавить в своих солдатах страх перед врагом, вселить в них решительность и деперсонизировать образ противника, сделать так, чтобы он не воспринимался, как человек и в него было легче стрелять. Обычно на таких плакатах обыгрывалась тема защиты своей страны, своего дома, мотивы мести. Часто использовались в неприглядном виде образы политических лидеров вражеского государства.
Отдельно отображалась положительная роль союзников в войне, пропагандировалась совместная борьба против врага.
Одной из особенностей советских плакатов является широкое использование визуальных и вербальных маркеров. Так, более половины изданных плакатов имеют изображения серпа и молота, красной звезды или красного флага. Они мгновенно позволяли идентифицировать тот или иной героический персонаж или любой позитивный образ, как нечто советское, отечественное. Важным визуальным маркером советской идентичности стало и употребление красного цвета, как такового. «Красный воин», «красный танк», «красный истребитель» противопоставлялись негативным образам врага изображенного черным цветом. Таким образом, использование контраста цветов, стало дополнительным быстрым идентификатором при взгляде на плакат.
Нередко использовались способы противопоставления символики воюющих стран: «звезда — свастика», «серп и молот — свастика». Это усиливало идентичность через антиидентичность.
К основным вербальным маркерам плакатов относятся надписи «СССР», «советский», «Красная Армия», «Сталин» и производные слова от них (красноармеец, сталинский), которые также позволяли производить быструю идентификацию образов. Часто встречается использование вербального противопоставления: «советский — фашистский», «советский — немецкий», «красноармеец — гитлеровец».
Характерной чертой советских плакатов являлась особая агрессивность, злость текстов, явно выраженная ненависть, угрюмость сюжета, что вызывало отталкивающе восприятие.
Особенностью советских плакатов, являлось и отвратительное качество полиграфии в сравнении с продукцией союзников. Блеклая цветовая гамма, размытый рисунок, плохая бумага — значительно ухудшали визуальное восприятие и эффективность действия этой социальной рекламы. Такое положение объяснялось, как отсутствием необходимых технологий и производственных мощностей в издательском деле, так и по мнению партийных руководителей, экономией ресурсов.
В США за годы войны было выпущено самое большое количество военных плакатов разнообразнейшей номенклатуры, которая оценивается приблизительно в 5 тысяч штук. Издание плакатов входило в компетенцию Управления военной информации (OWI), которое действовало с июня 1942 года по сентябрь 1945 года. Оно утверждало дизайн и содержание правительственных плакатов. Помимо государства, военные плакаты выпускали и промышленные компании, которые умело, соединяли рекламу своей продукции с военной тематикой. Одним из таких примеров, могут служить плакаты компании «Coca Cola». Реклама же производителей оружия и военной техники и так служила целям военной пропаганды, тем более что предварительно она согласовывалась с OWI. Многие коммерческие производители призывали с помощью плакатов покупать военные облигации. Такая заинтересованность предприятий в военной рекламе, объяснялась не только патриотизмом их собственников, но и возможностью бесплатно размещать такую рекламу в местах, где не взималась плата за нее: почтовые отделения, железнодорожные станции, школы, рестораны, магазины розничной торговли.
Управления военной информации не имело своих штатных художников. Оно лишь организовывало конкурсы, отбирая лучшие проекты художников для дальнейшего издания за счет правительственного финансирования. Оплачивалась только работа, победившая в конкурсе. Таким образом, OWI имело огромное количество работ для выбора, что в результате позволяло добиться высокой эффективности их использования.
Первоначально военные плакаты служили для объяснения населению причин и цели участия Америке в войне. В дальнейшем — поощрялась поддержка войны, пропагандировалась рекрутинговая компания, экономия ресурсов, увеличение производства, призывы к самообеспечению домашних хозяйств, сохранению тайны.
Тематика американских плакатов настолько велика, поэтому детально рассмотрим лишь несколько самых массовых направлений.
Среди первых массовых плакатов следует выделить серию под условным названием «Помните Перл-Харбор». Пропаганда на основе Перл-Харбора была использована США с большой пользой и эффективностью. Во-первых, она позволила Президенту Рузвельту получить поддержку народа по вступлению в войну, повод для чего США искали долгое время. Во-вторых, это вызвало страсть к мести в Америке, и образ «японской обезьяны» стал обычным делом в пропаганде. Известия о плохом обращении японцев с американскими военнопленными летчиками и моряками, вызвало бурю ненависти в народе. В-третьих, миф о «могуществе Японии», помог объяснить народу системные поражения в начале войны. В-четвертых, японское пренебрежение к смерти, готовность их к самопожертвованию, были использованы пропагандой, чтобы представить истребительную войну как единственно возможную. «Помни Перл-Харбор!» — стало лозунгом войны американцев.
Не последнее место в тематике военных плакатов занимала тема «Неосторожное слово – бесполезная потеря». Многие плакаты изображали неосторожный разговор, как предоставление информации противнику, что приводило к смерти своих. Постоянное присутствие массы плакатов данной тематики значительно повышало бдительность населения, упрощало борьбу со шпионами и диверсантами, пресекало распространение слухов.
Тема боевых побед постоянно присутствовала на плакатах в целях повышения морального духа населения и войск. В тоже время, системно отрабатывалась и тема ложного оптимизма, которая была направлена на противодействие надежды людей, что война скоротечна, не коснется каждого, без тяжелых потерь. Плакаты показывали, что победа будет нелегкой и жертвенной.
Если до 1944 года количество раненных и инвалидов на территории США было незначительным, то далее к домам с фронта возвращалось все больше искалеченных и раненных. Для смягчения отношения к таким людям и внедрения в массы мысли о сочувствии и помощи им, была развернута пропаганда терпимости и поддержки ветеранов. Это нашло свое отражение и в тематике плакатов.
Даже сильная американская экономика в период войны испытывала трудности с ресурсами и продовольствием, рабочей силой. Отсюда женщин призывали внести свой вклад в победу на домашнем фронте: заменить мужчин на производстве, выращивать овощи и фрукты на огородах, заготавливать консервированную продукцию, сохранять отходы, собирать макулатуру, тряпье и металлолом, избегать лишней телефонной связи с родными и близкими. Кампания на привлечение женской рабочей силы в первую очередь была направлена на домохозяек, поскольку уже работающие женщины могли бы перейти к более квалифицированному труду. Предполагалось, что домохозяйки займут рабочие места низкой квалификации. Одновременно пропаганда была направлена и на мужей, которые не желали, чтобы их жены работали. Благодаря этой рекламе, количество работающих женщин в США с 1941 года по 1943 году увеличилось на 15 %. Также активно пропагандировалась служба женщин во вспомогательных подразделениях вооруженных сил для оказания услуг по стирке, деловодству в канцеляриях, торговли в магазинах и аптеках и многое другое. Служили женщины и непосредственно в вооруженных силах, чаще всего в авиации и госпиталях.
В начальный период войны издавались плакаты с обучением населения азам гражданкой обороны, борьбы с пожарами.
Промышленное и сельскохозяйственное производство было одним из основных направлений плакатов пропагандисткой кампании. Несмотря на то, что экономика вышла из кризиса и население имело деньги, чтобы купить вещи в первый раз со времен Великой депрессии, пропаганда подчеркивала необходимость поддержки военных усилий страны. Тратить деньги на предметы быта и таким образом использовать сырье и материалы не на военную продукцию, считалось непатриотичным. Осуждалась текучесть кадров и прогулы на производстве. Основатели нового бизнеса для военного производства были провозглашены образцами американского экономического индивидуализма. При этом, рабочих призывали сократить перерывы, увеличить рабочий день, повышать производительность труда.
Почти треть всех плакатов использовалась для рекламы военных облигаций. Их реклама была беспрецедентной навязчивой, колоссальной по времени, объемам и полученным результатам. Доходы от их размещений покрыли 65 % военных расходов США за все время войны. Облигации приобрели 85 миллионов человек на 36 миллиардов долларов в ценах 1945 года, что составляло 75 % объема всего ленд-лиза, предоставленного США 33 странам.
Особое место среди тематики плакатов занимала тема союзников, совместной борьбы, взаимоподдержки. Естественно, что первое место в этом направлении занимала тема поддержки Британии, одобрения ленд-лиза, поддержания братских отношений. С момента включения СССР в программу ленд-лиза, резко, с негативного на позитивный, изменилась и пропаганда в отношении большевиков. Прокитайская пропаганда началась еще с 1931 года и не затухала до конца войны. Активно поддерживалось и филиппинское сопротивление.
После освобождения Дании, Норвегии, Люксембурга, Бельгии, Нидерландов и Франции американский пропагандистский плакат достиг и этих стран. В них Штаты доходчиво объясняли, что они сделали для их освобождения.
Среди оригинальных тем, следует отметить широкую пропаганду участия в войне афроамериканцев, противодействие их дискриминации, как на войне, так и в тылу. Именно война положила начало реальной борьбы чернокожего населения за свои права, причем поддержанного официальными властями.
Еще одной, неожиданной, но востребованной темой на фронте оказалась тема сексуальной культуры военнослужащих. США оказалась единственной страной, которая не только реально боролась с венерическими заболеваниями, но и не стесняясь проводила активную работу по их профилактике. В противовес можно привести пример с советскими войсками в Европе, где вследствие официальной лжеморали умалчивалась эта тема. В результате больше миллиона солдат проходили принудительное лечение перед демобилизацией, что не исключило завоза «сюрпризов» домой, где до этого венерические заболевания были экзотикой.
Большое количество плакатов посвящалось антифашисткой тематике в разнообразном исполнении: от комических сюжетов до ужасающе-драматических.
Следует отметить, что основное отличие американских плакатов от военных плакатов других стран в изображении, в основном, положительных образов, сосредоточенных на долге, патриотизме, традициях. В них отсутствовали призывы к разжиганию ненависти к врагу. Редко использовались и образы жертв войны, не часто изображались и сцены боя. В тоже время, было издано много расистских плакатов, направленных против японцев: узкоглазые крысы лезут на Америку, мерзкие азиатские рожи тащат куда-то белых женщин и т.д. Видимо позор Перл-Харбора долго мучил не только американских военных, но и художников.
Как и в любой воюющей стране в Японии присутствовала своя агитация и пропаганда, правда, на взгляд европейца не всегда привычная. Военные плакаты Японии можно разделить на две совершенно разные части. Плакаты для размещения внутри страны. И плакаты для оккупированных территорий. Плакаты для себя, отличались глубоким философским смыслом, требовали времени на осмысление заложенной в них идеи. Обычно они были рассчитаны на понимание людьми, знакомыми с образом жизни японцев. Плакаты для оккупированных Японией территорий, которые в отличие от других воюющих стран, выпускалась в значительных объемах, отличались примитивизмом, и скорее напоминали первые европейские комиксы. Яркие, наляпистые, прямосюжетные, с примитивными тестовыми пояснениями – они были рассчитаны на неграмотное и малограмотное население. Похоже, что идеологи Японии, считали, что такие плакаты должны по исполнению приближаться к первобытным наскальным рисункам. В тоже время, несмотря на примитивизм такой наглядной агитации, а также на жестокие оккупационные режимы, население подконтрольных стран не проявляло недовольства и относилось к оккупантам скорее с симпатией, нежели враждебно.
И на последок. Сейчас в околонаучных кругах и всемирной паутине бродит много мнений о схожести или плагиате многих плакатов СССР и Германии. В некоторых случаях приводятся даже сопоставления и сравнения: вождь с поднятой рукой, девочка в белой блузе, рабочий с молотом и прочее. Однако такие авторы забывают о репрессивных, идеологически заточенных органах, существовавших в этих странах. Если бы такую схожесть увидело немецкое гестапо или советское НКВД — это был бы последний плакат в жизни и художника, и цензора и работников типографии и еще многих-многих непричастных к этому делу людей. Поэтому не надо мнить себя более «крутым», нежели «мясники» этих органов.