«Рin-up» или сексуальные рисунки на войне

«Рin-up» на войне такое же обыденное и необходимое  явление, как наличие зажигалки или сигарет. Из-за этого ему не уделяли особого внимания, с одной стороны, а с другой стороны видели все-таки в этом некий интим, хоть и выставленный на всеобщее обозрение, как правило, в мужском коллективе. «Рin-up» не переходил грань порнографии, и поэтому ни священники, ни командование, официально ничего не могли поделать с ним, хотя публично и не одобряли всепроникающие явление. Эту тему никогда не исследовали ни ученые, ни журналисты. Как будто не замечали ее существование. Но она всегда возникала в мужском сообществе, и всегда была актуальной, особенно на войне. Что же собой представляет «рin-up», откуда он взялся, как развивался, и куда время от времени пропадает —  об этом и будет наш рассказ.

Возникновение и развитие «рin-up»

«Рin-up» — изображение красивой, часто полуобнажённой, девушки в определённом стиле и обстановке. В большинстве, это изображение модели: фотомодели, манекенщицы, актрисы или певицы. Изображения в стиле «рin-up» во многом были произведениями искусства, часто изображавшими идеализированную версию того, как именно должна выглядеть красивая или привлекательная женщина. Чаще всего это юная, полуобнаженная длинноногая девушка, с хорошей фигурой, завитыми до плеч волосами, длинными стрелочками на глазах, с тоненькими бровками и непременно красной помадой. Словом, это был образ идеальной девушки, о которой мечтают все представители мужского пола. Девушки охотно кокетничали, улыбались и подмигивали, как бы невзначай обнажая «интересные» части своего тела. Собственно, в этом и заключается особенность «pin-up» — создается впечатление, как будто все красотки застигнуты врасплох: то юбка все время за что-то цеплялась, то девушка обо что-то спотыкалась и падала вверх ногами, то бретелька предательски спадала с плеч …

Рисунки «рin-up» 1930-х годов.

Рисунки «рin-up» 1930-х годов.

Рисунки «рin-up» 1930-х годов.

Рисунки «рin-up» 1930-х годов.

Рисунки «рin-up» 1930-х годов.

Рисунки «рin-up» 1930-х годов.

 Обозначение стиля американской графики «рin-up» (пин-ап) буквально значит плакат, прикалываемый на стену. И хотя название впервые было употреблено в 1941 году, сам вид живописи появился значительно ранее — в конце XIX века. До этого его называли, кто как хотел. Французы именовали фривольными картинками. Русские – соромницкими рисунками. Греки – эротическими. Японцы – хентай. Вероятно, что этот вид живописи не очень-то младше наскальных рисунков. Интересно, что название «рin-up» произошло не от какого-то способа написания картин, а от метода использования уже готовой продукции. Картинки вырезались из календарей, открыток, журналов, плакатов и прочей печатной продукции, и прикалывались на стену, в кабину грузовиков, в блиндажах солдат и т.д.

Родоначальником искусства «pin-up» принято считать Чарльза Дана Гибсона. Выдающийся художник и иллюстратор изображал повседневную жизнь в сатирических или романтических рисунках. Так  родилась известная «девушка Гибсона», с годами эволюционировавшая в «pin-up girl». Это была особа с высокой пышной прической, тонкой талией, объемной грудью и широкими бедрами. Она носила накрахмаленные блузки и благодаря своей очаровательной внешности доминировала над мужчинами, и нередко изображалась властно придавливавшей поклонников каблуком.

«Девушки Гибсона».

«Девушки Гибсона».

«Девушки Гибсона».

«Девушки Гибсона».

Важный принцип «pin-up» — повседневность. Изображение роскошной красотки в будничной обстановке и за простыми занятиями. «Девушки Гибсона» были популярны на протяжении 20 лет, изображались на постельном белье, пепельницах, веерах и других аксессуарах.

Еще одним художником того времени, создавшим свою «девушку» был Говард Кристи. Вместе с Гибсоном они создали культовый образ рубежа XIX-XX веков и поместили его на печатную рекламу компании Coca-Cola. Так появился еще один принцип «pin-up» — плакатность.

«Рin-up» от Говарда Кристи.

«Рin-up» от Говарда Кристи.

«Рin-up» от Говарда  Кристи.

Ну а Cocа-Cola оказалась первой компанией, которая использовала в рекламных целях женскую красоту. Ее примеру последовали Kodak, General Motors и другие крупные фирмы.

Эволюция рисунков «рin-up» с Coca Cola.

Эволюция рисунков «рin-up» с Coca Cola.

Эволюция рисунков «рin-up» с Coca Cola.

Эволюция рисунков «рin-up» с Coca Cola.

Эволюция рисунков «рin-up» с Coca Cola.

Многие из моделей были манекенщицами или знаменитостями, воспринимаемыми как секс-символы. Одной из знаменитых моделей «рin-up»  ранней эпохи была Бетти Грейб — американская актриса, певица и танцовщица, культовая звезда киномюзиклов 40-х годов.. Тиражируемый образ Грейбл на открытках, постерах, календарях пользовался невероятной популярностью. Так, в 1944 году она отправила около 50 тысяч фотографий со своим автографом, отвечая на письма военнослужащих — ее поклонников. Впоследствии ее изображение в купальнике вошло в список «100 фотографий, изменивших мир». Самой известной «рin-up» моделью считается Бетти Пейдж.

Модель «рin-up» - Бетти Грейбл.

Модель «рin-up» - Бетти Грейбл.

Модель «рin-up» - Бетти Грейбл.

Модель «рin-up» - Бетти Грейбл.

Модель «рin-up» — Бетти Грейбл.

«Рin-up» модель Бетти Пейдж.
«Рin-up» модель Бетти Пейдж.

«Рin-up» модель Бетти Пейдж.

«Рin-up» модель Бетти Пейдж.

«Рin-up» модель Бетти Пейдж.

Расцвет «рin-up» пришелся на 1930-1940-е годы ХХ века. Именно тогда идея красотки с обложки стала невероятно популярной. Спрос на журналы в стиле «рin-up» рос с каждым днем. Причем иногда между изображением на обложке журнала и его содержанием не было никакой связи. Но это было уже и не важно: американцы покупали эти журналы даже просто из-за привлекательной «куколки» на развороте. Специально для таких «рin-up-манов» и появились журналы «Titter», «Eyeful», «Beauty Parade» и др. Каждая кинозвезда стремилась попасть на рисунки – это было залогом ее успешной карьеры в кино.

Особенно полюбились эти рисованные милашки морякам и военным, а, также, водителям-дальнобойщикам. Красотки украшали американские зажигалки, фюзеляжи самолетов, рисовались на боевых снарядах и даже на игральных картах.

В  1950-е годы «рin-up» стал носить более откровенный характер. В эти годы у многих иллюстраторов был свой фирменный почерк. Например, Эдвард Рунчи изображал девушек в опасных ситуациях. А у «куколок» Арта Фрама неожиданно спадали трусики. Дуэйн Брайерс рисовал «рin-up» девушку размера плюс. Кстати, «рin-up» не пропагандировал худобу. Все модели были с пикантными формами. Одним из самых значимых художников «рin-up» того времени был Элвгрен Джил. Он рисовал девушек-соседок, застигнутых врасплох в неловкий момент. Звездами «рin-up» этого времени считалась Мэрилин Монро, Брижит Бардо,  Бетти Пейдж, Эва Гарднер, Дита фон Тиз и Рита Хейворт.

«Рin-up» из серии «Девушки в опасности».

«Рin-up» из серии «Девушки в опасности».

«Рin-up» из серии «Девушки в опасности».

«Рin-up» из серии «Девушки в опасности».

«Рin-up» из серии «Девушки в опасности».

«Рin-up» из серии «Девушки в опасности».

«Рin-up» из серии «Девушки в опасности».

«Рin-up» из серии «Девушки в опасности».

«Рin-up» Арта Фрама.

«Рin-up» Арта Фрама.

«Рin-up» Арта Фрама.

«Рin-up» Арта Фрама.

«Pin-up» Дуэйна Брайерса.

«Pin-up» Дуэйна Брайерса.

«Pin-up» Дуэйна Брайерса.

«Pin-up» Дуэйна Брайерса.

Несмотря на фривольность, «рin-up» в 1950-е уже доживал свой век. Хоть он и позволил себе полуобнаженные женские тела, но наступала эпоха фотографии. И к 1960-м интерес к классическому «рin-up» пропал. Общество требовало все новых «хлеба и зрелищ» — именно тогда и стали появляться уже откровенно раздетые изображения американских девиц, что стало предтечей зарождения порноиндустрии. Однако существует и его современный вариант. Есть даже «советский «рin-up». «Рin-up» сегодня это дань моде, хотя компьютерная графика внесла новую струю в этот вид искусства и компьютерные «мультики» весьма популярны. Известные модельеры по сей день выпускают коллекции одежды в этом стиле.

Как делали «рin-up»

Первоначально рисунки «рin-up» писали художники, что было и трудоемким и не всегда эффективным занятием, поскольку не всем удавалось добиться сходства портрета с лицом знаменитостей. Были проблемы и с идеями, и с моделями. Однако спрос на продукцию породил простое разрешение проблемы. Сотрудники рекламных подразделений компании Соса-Соla и Lucky Strikе первыми придумали совершенно новый и дешевый способ изготовления «рin-up». Они делали цветные копии с фривольных фотографий актрис или манекенщиц или же просто покрывать красками уже готовые фотографии с добавлением своего логотипа. За неимением «фотошопа» в то время, художники вручную «корректировали» рисунки, придавая им «случайность», большее изящество и сексуальность.

Примеры появления «рin-up» на базе фотографий.

Примеры появления «рin-up» на базе фотографий.

Примеры появления «рin-up» на базе фотографий.

Примеры появления «рin-up» на базе фотографий.

Примеры появления «рin-up» на базе фотографий.

Примеры появления «рin-up» на базе фотографий.

Примеры появления «рin-up» на базе фотографий.

Примеры появления «рin-up» на базе фотографий.

Примеры появления «рin-up» на базе фотографий.

Появление цветной фотографии значительно упростило изготовление продукции «рin-up», однако и практически «похоронило» этот вид искусства. С ростом качества пленки, фотобумаги, а затем и типографского оборудования необходимость в художниках почти отпала. А сегодня любой школьник уже владеет элементарными навыками работы с компьютерными программами рисования.

Военный «pin-up»

Искусство «рin-up» не обошло и военных. Наоборот, в среде военных, и непосредственно на войне  «рin-up» был востребован как нигде. Эти рисунки совершенных женщин представляли мечту каждого мужчины, и  украшали, и шкафчики кадетов в школах,  и казармы солдат Второй мировой войны. Они давали возможность солдатам видеть что-то красивое и сексуальное, вместо каждодневных мужских лиц товарищей, не говоря уже о грязи и крови войны. Военное направление «рin-up» отличалось от обычного лишь тем, что фоном для изображения девушек служила военная техника и оружие. Аналогичными были и носители «рin-up»:

журналы, календари, открытки, плакаты, зажигалки, портсигары и т.п. Тиражи этой продукции были миллионными, тем не менее, в войсках, особенно в экспедиционных силах, открытки или плакаты высоко ценились, и  могли заменять даже деньги, свободно обменивались на любой товар, особенно среди союзников американцев.

Помимо общего направления военного «рin-up» он со временем стал подразделяться и на рода войск. Были рисунки для летчиков, моряков, морских пехотинцев. Модели снимались в военной форме конкретного рода войск, на фоне самолетов, кораблей или оружия. Именно эти тематические рисунки наиболее высоко ценились в войсках.

Рисунки военного «pin-up».

Рисунки военного «pin-up».

Рисунки военного «pin-up».

Рисунки военного «pin-up».

Рисунки военного «pin-up».

Плакаты с рисунками военного «pin-up».

Плакаты с рисунками военного «pin-up».

Плакаты с рисунками военного «pin-up».

Рисунки «pin-up» с обложек журналов.

Рисунки «pin-up» с обложек журналов.

Рисунки «pin-up» с обложек журналов.

Рисунки «pin-up» с обложек журналов.

Рисунки «pin-up» с обложек журналов.

Рисунки «pin-up» с обложек журналов.

Рисунки «pin-up» с обложек журналов.

Рисунки «pin-up» с обложек журналов.

Рисунки «pin-up» с обложек журналов.

Рисунки «pin-up» с обложек журналов.

Рисунки «pin-up»  на самолетах

С началом Второй мировой войны отельным видом искусства «рin-up» стало нанесение рисунков женщин на фюзеляжи самолетов. Как правило, рисунок размещался на носу самолета под кабиной пилотов. Нельзя сказать, что пилоты рисовали на самолетах только женщин. Встречались и перерисовки комиксов, и пасти тигров со львами, и акул с осьминогами и орлов и т.д. и т.п. Но приоритет все-таки отдавали женщинам. Практически все они имели имена. Этими же именами называли и самолеты. Большинство рисунков «рin-up» было на тяжелых бомбардировщиках и транспортных самолетах, которые имели больший срок жизни на фронте, нежели их «мелкие собратья» — истребители и штурмовики. К концу войны в ВВС США был такой спрос на художников, что их работа преобразовалась в самостоятельную военную специальность. Почти каждое подразделение имело в своем составе штатного художника. За рисунок на одном самолете художнику платили по 15 долларов, что по тем временам было приличным заработком.

Следует отметить, что рисунки на самолетах не были официально санкционированы военным командованием, но и строго не запрещались. «Рin-up» на боевых самолетах просуществовал  довольно долго, практически до выхода на пенсию последних пилотов-фронтовиков. И лишь в 1980-х годах ВВС США запретил наносить рисунки на самолеты. В 1998 году запрет был снят, но винтажное искусство «рin-up» на самолетах  исчезло навсегда. Сейчас рисунки можно увидеть только на самолетах, находящихся в музеях да на фотографиях военного времени.

«Рin-up» на военных фотографиях.

«Рin-up» на военных фотографиях.

«Рin-up» на военных фотографиях.

«Рin-up» на военных фотографиях.

«Рin-up» на военных фотографиях.

«Рin-up» на военных фотографиях.

«Рin-up» на бортах музейных самолетов.

«Рin-up» на бортах музейных самолетов.

«Рin-up» на бортах музейных самолетов.

«Рin-up» на бортах музейных самолетов.

«Рin-up» на бортах музейных самолетов.

«Рin-up» на бортах музейных самолетов.

«Рin-up» на бортах музейных самолетов.

«Рin-up» на бортах музейных самолетов.

«Рin-up» на бортах музейных самолетов.

«Рin-up» на бортах музейных самолетов.

«Рin-up» на бортах музейных самолетов.

«Рin-up» на бортах музейных самолетов.

В заключение

В современной живописи стиль «рin-up»  используется во многих странах, но скорее, как подражание «ретро» времен войны, а не как вид самостоятельной живописи. Наиболее часто сегодня он встречается в рисунках компьютерной графики, созданный для удовольствия самого художника, не имея никакой смысловой нагрузки и целевого назначения. Распространенность откровенных мужских журналов сделало невинные изображения «рin-up» странными и старомодными. Цветная фотография, домашнее видео и другие электронные носители изображения, слишком быстро теряют грань между эротикой и порнографией, прививают дешевую безвкусицу и цинизм. Либерализация в сексуальных отношениях привела к сексуальной революции, к технократии в отношениях мужчин и женщин. Образ женщины теряет романтизм, притязательность и загадочность. Все то, что так прекрасно отображалось в уходящей живописи «рin-up». Тем не менее,  «pin-up» оставил незабываемый след в развитии культуры: полюбившиеся всем красотки с обложки еще долго украшали стены холостяцких квартир, все, также поднимая настроение своей очаровательной  улыбкой…

По материалам сайтов: https://weekend.rambler.ru; http://www.macarthurmemorial.org; http://www.izbrannoe.com; https://cameralabs.org;  http://www.thepinupfiles.com; https://en.wikipedia.org.

См. также: Картины и рисунки | Франция; Картины и рисунки | США. Часть 3

Все публикации