Фотоаппараты и фотокоры на фронте

Основной иллюстрацией Второй мировой войны являются фотографии, сделанные фронтовыми фотокорреспондентами, а иногда и просто фронтовиками. И если о зарубежной фототехнике информации довольно много, то о фотоаппаратах, использовавшихся советскими фотокорреспондентами и военнослужащими сведений не так и много. Да и «вращаются» они лишь в среде фанатов-фотографов да коллекционеров фототехники. Дабы популяризовать данную тему, кратко расскажем о той технике, которая позволила нам видеть ту войну через десятки лет и тех людях, которые умело ее пользовались.

Фотоаппараты

Как, известно, на фронтах использовались как советские фотоаппараты, зарубежного производства, в т.ч. и трофейные, а также поставляемые в Советский Союз по Ленд-лизу. Начнем рассказ с краткого описания фотоаппаратов, выпускаемых советской промышленность в довоенный период и в годы войны.

Фотоаппарат ЭФТЭ-АРФО.

Фотоаппарат ЭФТЭ-АРФО.

Фотоаппарат ЭФТЭ-АРФО.

Фотоаппарат ЭФТЭ-АРФО.

Фотоаппарат «Комсомолец».

Фотоаппарат «Комсомолец».

Фотоаппарат ЭФТЭ-АРФО – первый советский серийный фотоаппарат, который выпускался московским промыслово-кооперативным товариществом «Фото-Труд» в 1929-1938 годах. Он представлял собой пластиночную гармошку, в основном с размером кадра 9х12 см. Общее количество произведенных фотоаппаратов составляло около 130 тысяч экземпляров нескольких моделей. И хотя конструктивно модели имели существенное различие, внешне они мало отличались друг от друга. Самой распространенной модификацией фотоаппарата  являлась модель с собственным именем «Комсомолец».

Фотоаппарат «Фотокор № 1».

Фотоаппарат «Фотокор № 1».

Фотоаппарат «Фотокор № 1».

Кассета фотоаппарата «Фотокор № 1».

Кассета фотоаппарата «Фотокор № 1».

«Фотокор-1», или просто «Фотокор» — пластиночный фотоаппарат, выпускавшийся на Ленинградском заводе ГОМЗ. Он представлял собой складной фотоаппарат прямого визирования формата 9×12 см с рамочным и уголковым видоискателями и двойным растяжением меха. В сложенном состоянии имел размеры 160×115×64 мм и вес 1150 г. Корпус фотоаппарата обтягивался чёрным кожзамом, металлические детали хромировались и никелировались. Для удобства использования в верхней части корпуса фотоаппарата имелась чёрная кожаная ручка-ремешок с тиснением «Фотокор № 1». Фотоаппараты комплектовались также жёстким кожаным чехлом-кофром. «Фотокор» считается первым советским массовым фотоаппаратом — за 11 лет производства, с 1930 по 1941 годы включительно, было выпущено более 1 млн. экземпляров. В 1938 году была разработана модель «Фотокор № 3» формата 6,5×9 см.  «Фотокор» исправно нёс службу в окопах и блиндажах, таким фотоаппаратом и делали фотографии на партийные и комсомольские билеты.

Фотоаппарат «Турист».

Фотоаппарат «Турист».

«Турист» — пластиночная пластмассовая клапп-камера форматом 6,5×9 см с выдвижной на распорках передней стенкой с фокусировочным мехом. Выпускалась в 1934-1940 годах на ГОМЗ в Ленинграде. Камера имела рамочный и оптический, с увеличением 0,3× видоискатели. Кассеты — металлические, приставные, односторонние. Габариты в сложенном виде: 134×100×60 мм, масса 570 г. К началу 1939 года было выпущено 136 тысяч штук.

Фотоаппарат «ФЭД».

Фотоаппарат «ФЭД».

Фотоаппарат «ФЭД» в кожаном футляре.

Фотоаппарат «ФЭД» в кожаном футляре.

ФЭД —  дальномерный малоформатный фотоаппарат производился Харьковским машиностроительным объединением «ФЭД» с 1934 по 1955 год. Он являлся почти точной копией немецкого фотоаппарата «Leica II», сразу после выхода получившего широкую популярность в фотожурналистике. Первоначально выпускался Харьковской трудкоммунной имени Феликса Эдмундовича Дзержинского, созданной из бывших беспризорников знаменитым педагогом Антоном Макаренко. Объектив — 3,5/50, размер кадра 24×36 мм, вес – 580 г. Он имел шторно-щелевой затвор с матерчатыми прорезиненными шторками. Для зарядки камеры фотоплёнкой снималась нижняя крышка, применялись как стандартные кассеты, так и двухцилиндровые с раскрывающейся широкой щелью.

Фотоаппарат «ФЭД-С»

Фотоаппарат «ФЭД-С»

В конце 1930-х годов выпускалась модификация «ФЭД-С» или «командирский ФЭД», которая снабжалась объективом «ФЭД» 2/50, диапазон выдержек был увеличен — добавлена выдержка 1/1000 секунды. C 1938 по 1941 год выпускалась модификация «ФЭД-Б» или «генеральский ФЭД» с расширенным набором выдержек. К началу войны в стране было выпущено более 160 тысяч аппаратов ФЭД.

Фотоаппарат «Спорт».

Фотоаппарат «Спорт».

Фотоаппарат «Спорт».

«Спорт» — однообъективный зеркальный фотоаппарат, рассчитанный на 35-мм киноплёнку. Считается первым в мире малоформатным фотоаппаратом этого типа, опытная партия которого была выпущена в 1934 году. Серийное производство было запущено на ГОМЗ в Ленинграде и продолжалось с 1937 по 1941 год. Первый вариант «Спорта»  был выпущен в количестве около 300 штук с размером кадра 24×38 мм и 24×36 мм. Камера была рассчитана на применение 35-мм фотоплёнки «тип-235» с бумажным ракордом и имела в задней стенке окно для отслеживания номера кадра. В 1935 году инженеры ГОМЗ разработали новый вариант камеры с более жёстким литым корпусом, со съёмной задней крышкой, под обычную киноплёнку. Этот вариант производился с небольшими изменениями с 1936 года до начала Великой Отечественной войны. Всего было выпущено около 20 тысяч экземпляров. Габариты фотоаппарата —  133×102×69 мм, вес – 820 г.

Фотоаппарат «Лилипут».

Фотоаппарат «Лилипут».

Фотоаппарат «Лилипут».

Фотоаппарат «Лилипут».

Лилипут — простейший плёночный фотоаппарат, производившийся Ленинградским ГОМЗ в 1937-1940 годах. Он предназначался для начинающих фотолюбителей (в основном для детей) и продавался по доступной цене. В основу его конструкции был положен немецкий фотоаппарат «Sida Standard», выпускавшейся фирмой «SIDA GmbH». Корпус бакелитовый со съёмной задней крышкой. В верхней части установлен оптический видоискатель типа «Алибада» с увеличением 0,6×. Размер кадра — 24×24 мм. В фотоаппарате использовалась 35-мм киноплёнка на 8 или 12 кадров с подклейкой чёрной бумаги. Габариты — 76×60×46 мм, вес – 75 г. Для печати фотографий выпускалось специальное приспособление — фотоувеличительная приставка, позволявшая посредством использования передней части аппарата (с объективом) получать фотографии размером 62×65 мм.

Фотоаппарат «Малютка».

Фотоаппарат «Малютка».

Фотоаппарат «Малютка».

«Малютка» — простейший детский плёночный фотоаппарат, выпускавшийся ГОМЗ 1940-1941 годах взамен снятого с производства фотоаппарата «Лилипут». Он имел бакелитовый корпус со съёмной задней крышкой. В верхней части установлен оптический видоискатель типа «Алибада» с увеличением 0,4×. Размер кадра — 24×24 мм. В фотоаппарате использовалась 35-мм перфорированная плёнка типа 135 длиной до 32 кадров. Объектив — однолинзовый  9/38 мм, с фиксированной диафрагмой. Габариты — 76×60×46 мм, вес – 75 г. Для печати фотографий выпускалась специальное приспособление (фотоувеличительная приставка), позволявшая посредством использования передней части аппарата (с объективом) получать фотографии размером 62×65 мм.

Фотоаппарат «Репортер».

Фотоаппарат «Репортер».

Фотоаппарат «Репортер».

«Репортёр» — профессиональная пластиночная пресс-камера, выпускавшаяся заводом ГОМЗ в 1937 – 1941 годах. Она представляла собой многофункциональную дальномерную клапп-камеру формата 6,5×9 см с выдвижной передней стенкой и фокусировочным мехом. В основу его конструкции были положены конструктивные решения современных немецких камер «Plaubel Makina» (формат, конфигурация корпуса, конструкция меха, дальномер) и «Zeiss Ikon Deckrullo-Nettel» (затвор и байонет). Корпус фотоаппарата — металлический штампованный. Объектив — «Индустар-7» 3,5/105. Фотоматериал – стеклянные фотопластинки  формата 6,5×9 см. Пластинки заряжались в односторонние металлические кассеты приставного типа. В стандартной комплектации с фотоаппаратом также поставлялись фильмпак-адаптер и роликовый адаптер. Серийное производство началось в 1939 году и продолжалось до начала Великой Отечественной войны. Общий выпуск составил менее 1000 экземпляров.  Размеры в сложенном состоянии 160×132×74 мм, вес – 1460 г.

Фотоаппарат «Смена».

Фотоаппарат «Смена».

«Смена» — малоформатный шкальный фотоаппарат простейшего типа. Он представлял собой складную клапп-камера под 35-мм киноплёнку в бакелитовом корпусе. Фотоаппарат выпускался в 1939-1941 годах Ленинградским ГОМЗ. Конструктивно фотоаппарат был подобен  камере «Kodak Bantam». Объектив «Триплет» 6,8/50, фокусировка ручная по шкале расстояний. Видоискатель рамочный складной. Зарядка безкассетная, свёрнутой в рулон 35-мм перфорированной фотокиноплёнкой отрезками, рассчитанными на 25 кадров. Габариты — 114×72×42 мм, вес – 210 г.

Среди зарубежных фотоаппаратов, использовавшихся во время войны, первое почетное место занимает знаменитая немецкая фотокамера «Leica». Как известно, впервые компактная фотокамера «Leica» с 35 мм пленкой была представлена на Лейпцигской выставке в 1925 году. Это было удачное изобретение Оскара Барнака – фотоаппарат получился не только компактным, но и надежным и позволяющим делать снимки самого высокого качества. Этот фотоаппарат по достоинству оценили и за пределами Германии. В частности, до начала войны в течение 30-х годов немецкие фотоаппараты Leica ввозились в Советский Союз как по официальным каналам, так и не по официальным — через специалистов, работавших в Германии. Официально в страну, начиная с 1929 года было ввезено несколько меньше 3 тысяч аппаратов. Наибольшее распространение получили две немецкие камеры – это Leica II «D» и Leica IIIa «G».

Фотоаппарат Leica II «D».

Фотоаппарат Leica II «D».

Фотоаппарат Leica II «D».

Дальномерная малоформатная модель Leica II «D» представляла собой первую серийную «лейку», снабженную сопряженным с объективом оптическим дальномером и затвором, позволявшим получать семь выдержек в диапазоне от 1/20 до 1/500 секунды. Модель выпускалась в 1932 года немецкой компанией «Ernst Leitz». Размер кадра  24×36 мм, пленка типа 135.

Фотоаппарат Leica IIIa «G».

Фотоаппарат Leica IIIa «G».

Базовая модель «Leica III» разработана как усовершенствованная версия камеры «Leica II». Основное отличие — расширенный диапазон выдержек, дополненный длинными, которые устанавливаются второй головкой на передней стенке корпуса. Фотоаппарат LeicaIIIa «G», выпускавшийся с 1935 года, был оснащен замедлителем, с помощью которого уже можно было получать выдержки от 1 до 1/20 секунды. Причем за счет точной регулировки затвора достигалась выдержка в 1/1000 с. Размер кадра  24×36 мм, пленка типа 135.  Габариты — 138×77×38 мм, вес – 432 г. В СССР немецкая камера Leica IIIa «G» получила ласковое прозвище «Аннушка». Она комплектовалась недорогим объективом Elmar 50/3.5. Немецкие военные корреспонденты широко пользовались камерами «Leica» для освещения боевых действий на Восточном фронте. Интересно, что специально для суровых условий российской зимы выпускались даже особые военные модификации камеры «Leica» с шариковыми подшипниками на деталях механизма и хромированным корпусом. Такие фотоаппараты имели гравировку «К». Немцы выпускали и модификации фотоаппаратов «Leica» для нужд авиации, которые снабжались надписью «Luftwaffe» на объективе.

Первая модель фотоаппарата «Contax», 1932 год.

Первая модель фотоаппарата «Contax», 1932 год.

Первая модель малоформатного дальномерного фотоаппарата «Contax» выпускалась немецкой компанией  «Zeiss Ikon» в 1932-1936  годах и была конкурентом популярных  фотоаппаратов «Leica». В камере использован оригинальный затвор с металлическими многозвенными шторками, движущимися вдоль короткой стороны кадра, что позволило сократить минимальную выдержку до 1/1000 секунды. В отличие от «Лейки» съёмная задняя крышка  упростила зарядку плёнки.

Фотоаппарат «Contax II».

Фотоаппарат «Contax II».

Фотоаппарат «Contax III».

Фотоаппарат «Contax III».

В 1936 году на смену первой модели пришли «Contax II» и «Contax III». Их главным новшеством стал совмещённый с телескопическим видоискателем дальномер, позволяющий производить кадрирование и фокусировку через один общий окуляр. Такая конструкция была реализована в этих камерах впервые в мире, резко повысив оперативность при репортажной съёмке. Головка выдержек обеих моделей, как и в Contax, была совмещена с колесом взвода затвора, но переместилась с передней стенки на верхний мост. Кратчайшая выдержка затвора стала ещё короче, достигнув рекордного для тех лет значения 1/1250 секунды. Третья модель отличалась от второй наличием несопряжённого селенового экспонометра. Обе камеры выпускались в хромированном исполнении, отличаясь этим от полностью чёрного «Contax».

Фотоаппарат «Junior Special Ruby Reflex».

Фотоаппарат «Junior Special Ruby Reflex».

Фотоаппарат «Junior Special Ruby Reflex».

Также во время войны снимали на британскую зеркальную камеру «Junior Special Ruby Reflex» коробчатого типа со сменной оптикой, которая выпускалась в 1924-1935 годах.  Камера использовала пластины 6×9, 9×12, 9×14, 10×15 см. Затвор состоял из двух шторок, скорость движения которых постоянна. Именно щель между двумя шторками определяет продолжительность выдержки, чем больше щель, тем дольше выдержка. Выдержка затвора составляла от 1/10 до 1/1000.

Малоформатный фотоаппарат «Exakta».

Малоформатный фотоаппарат «Exakta».

«Exakta» — однообъективный зеркальный фотоаппарат, производившейся серийно германской компанией «Ihagee» с 1936 года. На момент начала производства камеры «Экзакта» были основой одной из наиболее развитых в мире фотосистем. Он использовал роликовую плёнку типа-127 с размером кадра 4×6,5 см. Существовали также модели для 35-мм фотопленки. В 1938 году началось производство камеры с размером кадра 6×6 см. На нем впервые использовался курок для взвода затвора и перевода плёнки на следующий кадр. Также впервые был применен синхроконтакт.

Фотоаппарат «Praktiflex» модели 1939 года.

Фотоаппарат «Praktiflex» модели 1939 года.

Фотоаппарат «Praktiflex» модели 1940 года.

Фотоаппарат «Praktiflex» модели 1940 года.

Однообъективные малоформатные зеркальные фотоаппараты «Praktiflex» производились германским предприятием «Kamera Werkstätten Guthe & Thorsch» в 1938-1948 годах. Они использовали фотопленку типа 135 с размером кадра 24х36мм. Фотоаппараты имели механический, шторный, с горизонтальным движением матерчатых шторок затвор. Габариты: 150×85×48 мм (с закрытой шахтой, без объектива), вес – 740 г с объективом «Victar».

Фотоаппарат «Tenax Zeiss Ikon» с кожаным футляром.

Фотоаппарат «Tenax Zeiss Ikon» с кожаным футляром.

Фотоаппарат «Tenax Zeiss Ikon» с кожаным футляром.

Фотоаппарат «Tenax Zeiss Ikon» с кожаным футляром.

Немецкая миниатюрная клапп-камера «Tenax» выпускалась фирмой  «Zeiss Ikon» с форматом кадра 24х24 мм. Она использовала фотопленку типа 135 на которой получалось сделать 50 кадров.  Взвод затвора сблокирован с протяжкой фотоплёнки. Видоискатель складной, выдержка от 1 с до 1/300.

Фотокорреспонденты

В годы войны на фронте работали 285 советских фотокорреспондентов, около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Уже на второй-третий день после объявления войны фотокоры были на фронте. Издали войну не снимешь. Поэтому корреспонденты отправлялись на передовую и снимали из окопов, смотровой щели танка, въезжающего первым на поле боя, из кабины самолета и через амбразуру дзота, из окна горящего здания. Фотокорреспонденты рисковали собой ради одного выразительного снимка, кинооператоры – ради крупных планов сражений. Они сутками просиживали на крышах московских домов, стремясь запечатлеть, как срабатывает противовоздушная оборона во время бомбежек столицы. Фотокорреспонденты и кинооператоры были свидетелями разгрома немецких сил под Москвой в конце 1941 — начале 1942 годов. Снимать приходилось в 35-градусный мороз. Перед началом съемки камеры отогревали под полушубками. В период Сталинградской битвы фотокоры впервые столкнулись со съемкой уличных боев. Вместо личной безопасности корреспонденты заботились о правильной экспозиции и техническом качестве отснятого материала. Для корреспондентов, снимавших Курскую битву, съемочной площадкой было заминированное поле. У операторов не было длиннофокусной оптики. Для начала съемки им приходилось ждать пока вражеские танки приблизятся к окопам. Каждый второй фотокор был ранен, каждый четвертый – погиб.

Самыми известными советскими фотокорреспондентами были: Макс Альперт, Дмитрий Бальтерманц, Леонид Великжанин, Анатолий Гаранин, Наум Грановский, Марк Марков-Гринберг, Роберт Диамент, Эммануил Евзерихин, Александр Житомирский, Георгий Зельма, Борис Игнатович, Борис Кудояров, Георгий Липскеров, Сергей Лоскутов, Георгий Петрусов, Марк Редькин, Николай Ситников, Сергей Струнников, Всеволод Тарасевич, Виктор Темин, Михаил Трахман, Александр Устинов, Семён Фридлянд, Евгений Халдей, Яков Халип, Николай Хандогин, Иван Шагин, Аркадий Шайхет, Сергей Шиманский.

Фотокорреспондент Наталья Боде и танк Т-28.

Фотокорреспондент Наталья Боде и танк Т-28.

Военный фотокорреспондент Владимир Иванов. 1942 г.

Военный фотокорреспондент Владимир Иванов. 1942 г.

Военный фотокорреспондент Ольга Ландер в Германии. 1945 г.

Военный фотокорреспондент Ольга Ландер в Германии. 1945 г.

Военный фотокорреспондент Борис Ярославцев. 1941 г.

Военный фотокорреспондент Борис Ярославцев. 1941 г.

Военный фотокорреспондент Виктор Кондратьев. Московская область, 1941 г.

Военный фотокорреспондент Виктор Кондратьев. Московская область, 1941 г.

Фотокорреспондент ТАСС Евгений Халдей (в центре) в Берлине возле Бранденбургских ворот. 1945 г.

Фотокорреспондент ТАСС Евгений Халдей (в центре) в Берлине возле Бранденбургских ворот. 1945 г.

По воспоминаниям военных фотокоров на фронте для фотографирования выдавалось специальное разрешение. Разрешалось работать отечественными фотоаппаратами. Для использования иностранной фотокамеры требовали, опять-таки, специальное разрешение, иначе фотокора могли принять на немецкого шпиона. Официальных документов об этом не было, но на фронтах сложилась такая практика, очевидно поддерживаемая особыми отделами, а затем и СМЕРШ.

Образец разрешения на фотографирование на фронте.

Образец разрешения на фотографирование на фронте.

Существовал приказ НКО СССР №188 от 16.06.1942 года «Об охране трофейного и отечественного имущества, оставленного на полях сражений», согласно которому многие личные вещи, в т.ч. и фотоаппараты подлежали сдачи на армейские склады в наградный фонд. Виновные в их присвоении попадали под суд военного трибунала. В тоже время, трофейный фотоаппарат мог служить наградой для военнослужащего, о чем выдавался соответствующий документ. Таким образом, наличие трофейного фотоаппарата на фронте без справки о награждении, считалось военным преступлением.

Следует отметить, что официального документа, запрещавшего фотографирование на фронтах, не существовало. Хотя на некоторых территориях такой запрет вводился военными комендантами. Например, в 1941-1942 годах в Москве. В мемуарах фронтовиков, упоминается, что любительским фотографированием занимались некоторые военнослужащие, в основном офицеры, зачастую политработники. Однако их работы широкой публике остались неизвестны, ибо качество фотографий было низким, поскольку и фотоаппараты, которые они применяли, а главное фотоматериалы, были отечественного производства, а значит сомнительного качества.  Да и особо неоткуда было взяться фотоаппаратам у советских военнослужащих. Фотоаппаратов было не только мало, но и цена их в СССР «кусалась». Так, импортная немецкая «Лейка» стоила 2000 рублей, а отечественный ФЭД в стандартной комплектации – 712 руб. В то время, когда средняя зарплата, например в 1937 году, составляла всего 220-240 рублей в месяц. Наиболее массово фотографирование на фронте применялось для партийных и комсомольских билетов, а затем и для красноармейских книжек. Эти же фотографы делали и портретную съемку чаще офицеров, реже красноармейцев за «могорыч» — символическую натуральную плату (спирт, тушенка, трофейные часы или нож, зажигалку или портсигар).

Советские фотокорреспонденты не чурались использовать фотоаппараты зарубежного производства для съемки военных репортажей. Надежность камеры и точность съемки выходили на первый план, когда важный фоторепортаж с места событий готовился по заказу редакции крупных издательств. Известно, что фотокорреспонденты Я.И. Рюмкин, М.И. Савин, А.М. Альперт, Е. Халдей М. Марков-Гринберг, А. Шайхет, Б. Шейнин работали с аппаратами «Leica». На редких кадрах можно также увидеть Г.Г. Петрусова и Д.Н. Бальтерманца с фотоаппаратом «Contax». Выдающийся мастер фоторепортажа Борис Игнатович в ходе боевых действий использовал немецкий фотоаппарат «Leica II» и камеру британского производства «Junior Special Ruby Reflex» со сменной оптикой. Последняя модель представляла собой крупноформатную ящичную фотокамеру со встроенным мехом и зеркальной однообъективной системой визирования, оснащенную штатным объективом Dallmeyer Anastigmat 130/4.5. Junior Special Ruby Reflex. Кроме того, Борис Игнатович самостоятельно сконструировал линейку объективов, обеспечивающих широкую палитру оптических рисунков, на основе оптики Derogy и «Простаръ». Сменные объективы с различной степенью смягчения оптического рисунка позволяли ему снимать в прифронтовой полосе не только при дневном свете, но и в землянке в условиях неровного света коптилок.

Зарубежная фототехника доставалась советским фотокорреспондентам, и из довоенных закупок, и в качестве трофейных экземпляров уже в ходе боевых действий. Кроме того, из США и Великобритании по ленд-лизу во время войны поступала фотографическая техника и аксессуары к ней. В большом количестве поставлялись фотографические материалы, которые в Советском Союзе в годы войны были в крайнем дефиците. Так, за время войны по ленд-лизу доставлялась позитивная и негативная 35 мм пленка, а также полимерная основа для производства фотопленки в СССР. Например, фотобумагу в армию отпускали только для фотографий на партбилеты и удостоверения офицеров. Не случайно же наши солдаты по большей части смогли начать посылать  свои фотографии родным только после того, как наши войска пересекли границу  и бойцы получили возможность фотографироваться в немецких фотоателье. Количество поставленных  фотоаппаратов по Ленд-лизу было незначительным — всего было доставлено 178 фотоаппаратов всех типов, 48 камер для осуществления аэрофотосъемки и 3 фотокинопулемета.

Поскольку зарубежных фотоаппаратов на всех не хватало, то вместо пресловутой камеры «Leica» в ходе войны активно применялся ее отечественный аналог – фотоаппарат ФЭД. Этот фотоаппарат называли советской «лейкой». К сожалению, отечественные ФЭДы проигрывали по качеству оптики немецким аналогам. Кроме того, отечественная «лейка» не могла похвастаться высокой надежностью, что во многом было связано с материалом шторок затвора. Поскольку шторки были матерчатыми, то в условиях российской зимы они просто промерзали, и советским фотокорреспондентам приходилось постоянно держать камеру за обшлагом полушубка или шинели, обогревая ее таким образом. Тем не менее, ФЭДы, в целом, были довольно компактными камерами, неприхотливыми и очень простыми в использовании. То есть любая поломка могла быть быстро устранена в полевых условиях. Многие из известных фотографий Великой Отечественной войны были сняты с помощью камеры ФЭД.

Набор оптики к камерам был ограничен, сменные объективы могли позволить себе иметь только фотокоры центральных изданий. В основном использовались штатные объективы фотоаппаратов – простые «полтинники», которыми довоенные камеры обязательно комплектовались при продаже. Немецкие сменные объективы отличались дороговизной, и приобрести их до войны практически не представлялось возможным. В свою очередь, отечественных объективов, выпускаемых для камеры ФЭД, было весьма ограниченное количество. На первых порах советские фотокорреспонденты могли использовать только широкоугольный объектив 28/4.5, а также телеобъективы 100/5.9 и 100/6.3, но и их выпускалось лишком мало. Многим фоторепортерам приходилось выкручиваться из этой непростой ситуации самим, поскольку аппаратуры с телеобъективами, позволяющими издали снимать поле боя, у них не было. В таких условиях, к сожалению, другой возможности, чтобы сделать снимок, кроме как самому находиться в эпицентре боевых событий, не существовало. Фотокорреспондентам нельзя было удаляться от объекта съемки далее чем на 30–35 метров, иначе изображение становилось расплывчатым и нечетким. Поэтому для того чтобы сделать хороший снимок на передовой, от фотографа часто требовалось немалое мужество.

Телеобъективы с фокусным расстоянием вплоть до 4500 мм (на формат 135) выпускались только в Германии и советским фотокорреспондентам они могли достаться только в качестве военных трофеев. Помимо очевидных проблем с оптикой, отечественные фотокорреспонденты постоянно сталкивались и с такой проблемой, как неудовлетворительное качество и ограниченное количество фотопленки. Качественных фотографических материалов в Советском Союзе в годы войны катастрофически не хватало. Особенно тяжело обстояла проблема с цветной пленкой, не помогали даже поставки по ленд-лизу. Именно по этой причине среди фотографий, сделанных советскими военными фотокорреспондентами тех лет, мы практически не можем увидеть цветных фотоизображений. Такая же тяжелая ситуация сложилась и в плане проявки отснятых фотоматериалов. Только после 1942 года военные репортеры смогли, наконец, пользоваться услугами фронтовых фотолабораторий, занимавшихся преимущественно проявкой пленки аэрофотосъемки разведывательной авиации. Соответствующее фотооборудование перевозилось в армейских грузовиках, а в Москве и других крупных городах были организованы централизованные пункты проявки и обработки фотографий. Нужно отметить, что фотоаппараты в годы войны требовались не только военным фотокорреспондентам. Камеры применялись в авиации для аэрофотосъемки и в разведывательных целях для фотографирования с небольших высот. Кроме того, использовались они и в бытовых целях – для съемки фотографий на документы, на партийные и комсомольские билеты. Обычные громоздкие, пластиночные фотоаппараты применялись во всех полках, батальонах и воинских частях РККА. До 1945 года, основным фотоматериалом, служила черно-белая негативная кинопленка, закрученная в бобины и самостоятельно заряжаемая корреспондентами.

Фотосъемка корреспондентов центральных газет у Рейхстага. Германия. Берлин. Фото Марка Редькина. 1945 г.

Фотосъемка корреспондентов центральных газет у Рейхстага. Германия. Берлин. Фото Марка Редькина. 1945 г.

Зачастую на снимках самих фотокоров, они запечатлены с несколькими фотоаппаратами. Это объясняется конструктивными особенностями дальномерных малоформатных фотокамер конца 1930–х годов. Сложность в применении сменной оптики, увеличение погрешности фокусировки при использовании длиннофокусной и светосильной оптики – все это заставляло настраивать каждую отдельную камеру под свой фотообъектив только для одного вида съемки.

В заключение отметим, что фотолетопись истории Второй мировой войны в СССР, в отличие от других стран-участниц войны, написана именно фотокорреспондентами на зарубежной фототехнике и фотоматериалах. Вклад в это, как отечественной промышленности, так и фотолюбителей на фронте и в тылу оказался минимальным. Отсюда и скудность наших военных фотоальбомов и архивов.

По материалам сайтов: https://fotokomok.ru; http://www.foto-video.ru; http://www.sovietcamera.su; http://ozersk.ru; https://profchange.ru; http://army.armor.kiev.ua.

Литература: А. А. Сыров Путь Фотоаппарата. Из истории отечественного фотоаппаратостроения. – Искусство, Москва, 1954;  Светов Ю.  «24х36. Фронтовые фотокорреспонденты 1941–1945 годов». СПб,  — Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы, 2020.

Все  публикации сайта

Поделиться в: