Пропаганда – это всегда ложь: о том, что было, что есть и что будет. И большую помощь ей в этом оказывало искусство фотографии, поскольку, по мнению обывателей, «замершее мгновение» отображало реальное положение вещей. Однако на то и существуют пропагандисты, чтобы измазать ложью все вокруг себя. Не избежала сей участи и фотография. Придуманные фотографами способы искусственного улучшения снимков – фотомонтаж – пропагандисты пустили на искажение действительности, запечатленной на пленке. В результате получилась фальшивая фотопродукция, да еще и придающая совсем иной смысл первоначальным снимкам.
Фотомонтаж в широком масштабе начал применяться в СССР в целях пропаганды еще в 1930-е годы, когда появилась возможность влиять на массы посредством газет и плакатов. Это не было изобретением большевиков, а бессовестно заимствовалось в капиталистов Америки, Франции, Германии, Швейцарии. Первоначально фотомонтаж стали применять в политической рекламе – агитационных плакатах.
Первомайский плакат 1931 года, выполненный с применением фотомонтажа. Худ. Клуцис.
Постепенно фотомонтаж перешел в стенгазеты, оформление красных уголков, в оформление ленинских лозунгов. Появились художники, специализирующиеся на этой теме, которых со временем стали называть фотохудожники. С развитием фототехники и ее доступностью, фотомонтаж перешел в массовые книги. Первая книга, использовавшая фотомонтаж была издана в 1924 году и называлась «Ленинские фотомонтажи» — из серии Ленинский сборник «Молодой гвардии». С это времени издательства стали переходить на фотомонтаж. Оформление политических выставок, музеев революции, массовых кампаний, открыток и буклетов не обходилось без фотомонтажа.
Из серии открыток Всесоюзной спартакиады. Худ. Г. Г. Клуцис.
Последними использовать фотомонтаж стали газеты. До этого они пользовались лишь ретушью фотографий — обработку с целью устранения дефектов (трещины, пятна, царапины, вуаль, неправильная экспозиция и др). Однако, ретушь, улучшая качество фотографии не искажала ее содержания. Фотомонтаж же не «стеснялся» и мог кардинально изменить смысл снимка. Сначала его использовали строго в политических целях. Например, с фотографии Сталина с Николаем Ежовым, исчезает нарком, после того, как он был расстрелян по обвинению в подготовке антисоветского государственного переворота. Справедливости ради надо сказать, что это были фотоподделки, для достижения которых использовались способы фотомонтажа.
Оригинал фотографии с наркомом НКВД Н.Ежовым.
Фотоподделка без Ежова.
Далее, появившаяся братия фотокоров, которая с помощью фотомонтажа упрощала себе работу. Ведь значительно проще было смонтировать необходимый сюжет, нежели его запечатлеть в жизни. Да и не всегда требуемый сюжет мог произойти в жизни. Таким образом к началу Второй мировой войны фотомонтаж был обычным явлением в советском обществе, искажая его действительность в печатной массовой продукции. Любой фотокор, даже самой маленькой провинциальной газетенки, владел искусством фотолжи, выполняя заказы большевистской власти либо работая на завоевание признания себя мастером фотографии.
Естественно военные корреспонденты не являлись исключением на конвейере советской фотолжи. Даже маститые, известные фотокоры центральных советских агентств и газет, не брезговали фотомонтажом, искажая действительность. Работы советских идолов-фотокоров Халдея, Тёмина, Тарасевича, Кнорринга, Хандогина, Гудкова, Великжанина, Чертова, Мазелева сотканы в лоскутные одеяла советской пропаганды, искажая смысл даже самой правдивой фотографии. К примеру, работы прославленного корреспондента «Фотохроники ТАСС» Евгения Халдея мало того, что в большинстве своем постановочные, так еще и грешат фотомонтажом. Так, фотография «Советские бомбардировщики над Рейхстагом» не что иное, как ретушированный фотомонтаж.
Фотомонтаж Е.Халдея «Советские бомбардировщики над Рейхтагом».
Но опозорился Халдей на весь мир другим фото, известным на весь мир — «Знамя Победы над Рейхстагом». Фото оказалось постановочным, не имеющим никакого отношения к Знамени Победы. На фото запечатлены совсем не Берест, Егоров и Кантария, которым в то время приписывалось водружение Знамени. «Создать» фото Халдею помогал киевлянин Алексей Ковалёв, который привязывал флаг. Ему ассистировали Абдулхаким Исмаилов из Дагестана и минчанин Леонид Горычев. На подлиннике фотографии, стоящий внизу Абдулхаким Исмаилов, помогающий Ковалёву, имеет на каждой руке по наручным часам, что могло вызвать подозрения в мародёрстве, поэтому снимок перед его публикацией был отретуширован: часы исчезли, для подчёркивания драматизма момента были добавлены то ли грозовые облака, то ли дым.
Подлинная фотография Е.Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом».
Отретушированная фотография.
Во времена Второй мировой войны фотокоры научились графически искажать реальность и показывать, то, что они хотели показать, а не то, что действительно произошло. Поскольку способов фотомонтажа достаточно много, приведем несколько примеров самого простого способа: раскраска с простой склейкой нескольких изображений. Батальные коллажи подкрашивали белой гуашью и чернилами. Фотокопии коллажей пускали в печать; крупное зерно газетной печати почти не позволяло рассмотреть манипуляцию.
Самая простая ретуш — создан искусственный фон.
Ретушированный фотомонтаж из двух фотографий.
Фотомонтаж из трех фотографий с ретушью.
«Шедевральная» фотография, которую в натуре даже сегодня тяжело выполнить с помощью цифровой камеры.
В целях вызова самых негативных эмоций у читателей, фотохудожники по заданию редакций часто добавляли чрезмерные нацистские зверства, страшные руины и грабежи, чтобы заполнить сюжеты ужасающими изображениями. Здесь уже применяли более тонкие технологии, и подделку могли обнаружить лишь специалисты. Для простоты разоблачения фотомонтажа приведем несколько таких работ с оригинальными фотографиями.
Советская подделка вверху и немецкий оригинал внизу.
Оригинал вверху и фотомонтаж внизу.
Немецкий оригинал фото.
Советская подделка.
Немецкие солдаты на военной кухне. Польша, 1939 г.
Советская фотоподделка.
Советская подделка из концентрационного лагеря.
А это оригинал, тоже советский.
Вверху Вальтер Крюгер на церемонии вручения Рыцарского креста. Окрестности Харькова, 20.04.43. Внизу советская подделка «Казнь подпольщицы».
Вверху оригинал, внизу подделка казни медсестры.
Количество подделок исторических фотографий настолько велико что, порой сомнения возникают практически по каждому поводу. Единственным, доступным обывателю способом проверки фото на подлинность есть розыск аналогичного сюжета, сделанного другим фотографом.
Было бы неправильно считать, что фотомонтажом занимались только в СССР. Подобных подделок горы и в пропагандистов Третьего Рейха. Но поскольку наша тема все-таки Советы, приведем лишь одну дешевую подделку из немецкого журнала «Signal». Фото посвящено знаменитому бою немецкого танкового аса Михаэля Виттмана, возле городка Виллер-Бокаж 13 июня 1944 г., когда он подбил за один день 21 танк, 20 бронетранспортеров и два орудия. Правда, британские источники говорят, что британцы потеряли 14 танков, 21 единицу легких бронированных средств и два противотанковых орудия.
Немецкая подделка в журнале «Signal».
Редакторы журнала взяли два снимка разгромленной колонны британской армии, снятых с противоположных ракурсов, и склеили их в один снимок, для пущего драматизма поместив в центр самоходное орудие Marder. Монтаж легко распознается наличием на итоговом снимке трех колей на дороге вместо двух, а также самим самоходным орудием, которое по масштабу ну никак не соответствует обстановке.
Подводя итог изложенном, приведем расхожее высказывание: «Никогда столько не врут, как во время войны, после охоты и до выборов».
По материалам сайтов: https://cameralabs.org; https://birdinflight.com; http://tehne.com/event; https://say-hi.me/photog.