Львовский погром

Нацистская Германия, вторгнувшись в СССР, продолжила свою политику геноцида в отношении евреев, начатую в самой Германии и активно проводившуюся в оккупированных странах Европы. По-прежнему нацисты использовали провокации и подстрекательство местного населения к еврейским погромах, дабы завуалировать свое причастие к ним. Погромы организовывались в первые дни захвата советских городов, пока население еще не разобралось в сути нового оккупационного режима. С приходом немцев некоторые люди были повергнуты в шок, другие торжествовали, третьи выжидали… Одним словом, адекватного восприятия оккупации мирным населением еще не было. Поэтому спецслужбам Германии не доставляло большого труда организовать беспорядки, используя уголовный элемент, радикально настроенных местных националистов и просто люмпенов и маргиналов. На территории Советского Союза масштабные еврейские погромы прошли в городах  Елгаве, Каунасе, Львове, Луцке, Риге, Ровно, где особую роль в общественной жизни играли местные националисты, состоящие на службе в Абвер или СД. Только на территории Западной Украины в первые дни войны прошли еврейские погромы, жертвами которых стали, по разным оценкам, от 12 до 28 тысяч человек. Об одном таком погроме, прошедшем в Львове и будет на дальнейший рассказ.

С чего все начиналось

Во время Первой мировой войны в Галиции для украинского националистического движения «еврейского вопроса» в общественно-политическом смысле не существовало. В УСС  (Украинские сечевые стрельцы) и УГА (Украинская Галицкая армия) служили евреи-солдаты и евреи-офицеры. В 1918 году в УГА даже был создан отдельный еврейский курень. Будущий руководитель ОУН (Организация украинских националистов) Евгений Коновалец выступал против требований антисемитов убрать евреев из УСС. Но с ходом времени ситуация изменилась, и к 1930-м  годам еврейская проблематика заняла значительное место в идеологии ОУН. Толчком к ухудшению украинско-еврейских отношений послужило убийство в мае 1926 года главы Директории УНР (Украинской Народной Республики) Симона Петлюры евреем Самуилом Шварцбурдом, которое он совершил в качестве мести за еврейские погромы, совершенные «петлюровцами». Убийство Петлюры и, что не менее важно, оправдательный вердикт, вынесенный его убийце парижским судом, осложнили и без того непростые украинско-еврейские отношения. Масло в огонь подлил тот факт, что во время процесса еврейская пресса выступила в защиту убийцы, поэтому вскоре на евреев стали возлагать коллективную ответственность за убийство Петлюры. Как выясниться позже, этот стереотип во время еврейских погромов 1941 года стоил многим евреям жизни.

Однако в начале 30-х годов руководство ОУН пыталось дистанцироваться от aнтиеврейских aкций. В начале деятельности организации в число «оккупантов» в качестве врагов назывались «ляхи, москали и прочие захватчики». Хотя в националистических изданиях обличалась «жидокоммуна» Советской Украины, предпринимались и попытки отказаться от антисемитских стереотипов. Один из идеологов организации Николай Сциборский писал, что долг общественности «убедить евреев в том, что будущая украинская державa не представляет для них никакой опасности». Но вскоре, под влиянием антиеврейских течений в Германии, положение стало меняться, оуновцы начали распространять листовки, в которых содержались призывы объявлять бойкот торговцам-евреям, увольнять работников евреев, поляков и других неукраинцев. В 1935—1936 годах члены ОУН проводили в ряде сел акции, в ходе которой били остекления и поджигали дома евреев. То есть полностью копировали действия нацистов в Германии.

После занятия советскими войсками осенью 1939 году Западной Украины сформировавшийся ещё во время гражданской войны стереотип об СССР, как о «жидо-коммуне» и о засилье евреев в советских правоохранительных органах, в Галичине только укрепился. Этому способствовала форсированная советизация региона. Многие лидеры и члены прежних «буржуазных» политических партий, культурные деятели арестовывались, тысячи реальных и мнимых врагов советской власти, социально чуждых и политически неблагонадежных граждан высылались в Сибирь. Особое внимание советских органов привлекала деятельность ОУН — единственной политической организации межвоенной Польши, которой, пускай и в глубоком подполье, удалось сохраниться, и которая продолжала свою деятельность. По Западной Украине прокатилась война арестов членов ОУН. Ответственность за это вновь возлагали на евреев. Справедливости ради стоит отметить, что процент евреев в органах устанавливаемой советской власти был несколько выше, чем их число в населении региона (около 30%). Но даже такое большое представительство евреев в советских органах было относительным — евреи отнюдь не составляли основу политического советского аппарата в регионе. Однако, стереотип еврея-коммуниста укрепился, и к началу Второй мировой войны достиг своего апогея. Тот факт, что евреи, также как и представители других народов Западной Украины, высылались в Сибирь, украинскими националистами просто «не замечался».

На ІІ Съезде ОУН-Б в апреле 1941 года была сформулирована позиция украинских националистов относительно евреев. В политических постановлениях съезда отмечалось, что «евреи в СССР являются наипреданнейшей опорой господствующего большевистского режима и авангардом московского империализма в Украине… Организация украинских националистов борется против евреев как опоры московско-большевистского режима, осознавая в то же время, что Москва — главный враг».

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны националисты подошли с уже сложившимися стереотипами в отношении поляков, евреев, русских. Надо учитывать и тот факт, что ОУН на первоначальном этапе войны позиционировала себя как союзника гитлеровцев, поэтому антисемитская риторика просто обязана была быть особенно жесткой. Советский строй нацисты отождествляли с «большевицко-еврейской диктатурой». В листовках, распространяемых в начале войны, евреи недвусмысленно выступают в качестве народа-эксплуататора: «ссуды, налоги с колхоза, налоги с Вашего несчастного хозяйства, мясозаготовки, заготовки молока, яиц — все несли Вы евреям, а дети ваши почти никогда не видели этого».

Айнзацгруппам в самом начале войны рекомендовалось инициировать антиеврейские погромы, но делать это незаметно. В июне-июле 1941 года они произошли в 26 украинских городах Западной Украины: Львове, Золочеве, Тернополе, Жовкве, Дрогобыче, Бориславе, Бережанах, Самборе, Стрые, Коломые. Однако в некоторых случаях уничтожение членами ОУН евреев началось ещё до прихода немцев. Воспоминания выживших евреев свидетельствуют, что местное украинское население принимало активное участие в этих погромах. Степень ярости украинского населения по отношению к евреям будет невозможно понять без упоминания о действиях советской власти во время отступления. Перед уходом из Западной Украины сотрудники НКВД во многих городах, не успевая эвакуировать, расстреляли несколько тысяч заключённых, большинство из которых представляли украинских националистов или просто украинцев, обвиненных в контрреволюции. Во Львове, например, было убито больше 4 тысяч человек, среди расстрелянных был и брат будущего главнокомандующего УПА (украинской повстанческой армии), и лидера ОУН-Б — Романа Шухевича. Как правило, обнаружения трупов заключённых убитых энкаведистами, служило поводом к обвинению всей еврейской общины.

Первый погром  30 июня – 3 июля 1941 года

Львовяне встречают немцев. 30 июня 1941 г.

Львовяне встречают немцев. 30 июня 1941 г.

Львовяне встречают немцев. 30 июня 1941 г.

Немцы вошли во Львов ранним утром 30 июня 1941 года. Украинские националисты тотчас же создали в городе свои органы власти, украинскую народную милицию и провозгласили создание Украинского государства. При этом следует отметить, что в 1939 году украинцы составляли всего лишь 16% населения города. Основную долю занимали поляки – 50%, 32% населения относились к евреям. Таким образом, до 1939 года городом правили поляки, со средины 1939 и до средины 1941 года – евреи. А с приходом немцев власть перешла к украинцам. Естественно, что построение власти по национальному принципу и быстрая ее смена, уже невольно предполагала наличие межнациональных конфликтов. Спецслужбам Германии оставалось только поджечь фитиль и  направить гнев масс в нужное русло.

Такой фитиль немцам подарило НКВД. Красная Армия отступала быстро, город не обороняла, и местное УНКВД не имея возможности эвакуировать заключенных, по приказу Наркома государственной безопасности  В.Н. Меркулова №2445/М от 23 июня 1941 года, само решало, кого отправить  на Восток, а кого расстрелять. 22-28 июня сотрудники НКВД погубили большинство заключенных. Тела вывозили грузовиками и хоронили в спецместах, которые сегодня постепенно открывают поисковики. Однако перед самым приходом немцев чекисты, спеша, закапывали убитых во дворах или бросали непогребенными в подвалах тюрем. Уже 30 июня родственники многих убитых увидели горы трупов, а затем немцы согнали евреев на раскопки обнаруженных захоронений. Эксгумация расстрелянных в тюрьмах и допуск на опознание родственников погибших, в дальнейшем стало питательной средой погромов 1-2 июля в городе.

Заключенные, расстрелянные НКВД в тюрьме на Лонцкого.

Заключенные, расстрелянные НКВД в тюрьме на Лонцкого.

Заключенные, расстрелянные НКВД в тюрьме на Лонцкого.

Эксгумированные тела узников, расстрелянных НКВД.

Эксгумированные тела узников, расстрелянных НКВД.

Вместе с тем, погромы начались еще 30 июня. И во всей видимости были заранее спланированы  спецслужбами, поскольку в Львове сразу появилась группа фотографов и кинооператоров из Берлина, снимавших для Министерства пропаганды Третьего рейха. К погромам были удачно присовокуплены  кадры гор трупов из тюрем. Созданные фото и видеокадры в дальнейшем использовались в качестве агитационного материала для восточных территорий. Причем, геббельсовские пропагандисты поводом к погромам назвали именно расстрел узников в тюрьмах.

Немецкие кино-фото операторы снимают погром в Львове.

Немецкие кино-фото операторы снимают погром во Львове.

Уже 30 июня под руководством Ивана Климова (Легенды) оуновцы распространяли по городу листовки, призывающие уничтожать евреев. Во второй половине 30 июня  немцы при помощи украинских националистов устроили облавы  в городе и сгоняли еврейских мужчин  на так называемые «тюремные работы» — раскапывать и выносить тела убитых из тюрем. Использовали их и для решения иных задач: приводить в порядок улицы после бомбежки, убирать в домах и чистить туалеты. Иногда принуждение к работе заканчивалось смертельными случаями. Например, к уборке поля боя близ города были привлечены примерно 150 мужчин-евреев. По окончанию работы, немцы согнали их к ближайшему водоему, выстрелами заставляя их заходить глубже в воду. После чего утопили баграми. В это же время, оккупационная администрация докладывала руководству, «что население Львова обратило свой гнев против евреев, живущих в городе, которые всегда сотрудничали с большевиками». Однако массового смертоубийства со стороны горожан в первый день оккупации еще не было.

Евреев выгоняют на улицы города.

Евреев выгоняют на улицы города.

Евреев выгоняют на улицы города.

1-2 июля Львов стал свидетелем полномасштабного погрома. В нем принимали участие, как поляки, так и украинцы, как обычные обыватели, так и организованные группы ОУН. Известно об участии в погромах отдельных сотрудников украинской народной милиции и военнослужащих батальона «Нахтигаль».  Милиции было еще совсем мало, а батальон  проходил транзитом через город. Под насилие попали  не только  евреи, но и все сторонники большевиков, независимо от национальности. Отдельное глумление погромщики устраивали над представителями интеллигенции — преподавателями, артистами, музыкантами… Перед насилием, они устраивали грабежи жилищ жертв, отбирали ценности, одежду, предметы быта, сжигали синагоги.

Евреи, выгнанные на уборку улиц.

Евреи, выгнанные на уборку улиц.

Евреи, выгнанные на уборку улиц.

Избиение евреев на улицах.

Избиение евреев на улицах.

Избиение евреев на улицах.

В эти дни насилие приобрело формы ритуала: евреев (мужчин и женщин) выгоняли убирать улицы, евреек унижали в одиночку, а евреев заставляли изображать из себя коммунистов, целовать поверженный памятник Ленину, распевать коммунистические песни  и т.д. и т.п. Одного еврея принудили убирать конский навоз с улиц своей шляпой. Евреев избивали прямо на улицах всеми попавшимися под руку предметами и заранее подготовленным холодным оружием. Если в одних местах нападали только на мужчин или интеллигенцию, то в других местах атаковали женщин, стариков и даже детей. Толпа поражала своей жестокостью по отношению к женщинам. Их раздевали, били палками по лицу и другим частям тела, таскали за волосы, катали по мостовой и, конечно же, насиловали. Роза Московиц имела школьную подругу, которая была большевистской активисткой. Толпа схватила ее, отрезала волосы и гнала по улицам, голую, с криками. Девушка вернулась домой и покончила с собой. Беременных женщин пинали в живот. Участники погромов раздели двадцатилетнюю еврейскую девушку, вонзили в ее влагалище палку и заставили маршировать мимо почты в тюрьму на Лонцкого, где в то время проводились «тюремные работы». Тамара Браницкая рассказывала, что ей и членам ее семьи приказали держать руки вверх пока они шли в тюрьму на Лонцкого. Поляки бежали впереди и били их палками по голове. Кроме того, толпа выламывала из тротуара мостовую, чтобы иметь возможность бросить чем-то в своих жертв, сопровождая свои действия оскорбительными выкриками. «Никто не пытался помочь, — вспоминает Браницкая. — Наоборот, толпа словно получала несказанное удовольствие от всего этого». Свидетельства очевидцев и фотографии показывают, что некоторые евреи были вынуждены ползти в тюрьмы на четвереньках либо на коленях. Лешек Аллерганд рассказывал, как сотни людей проползли на коленях три километра в тюрьму на Бригидках, и все это время их толкали и били.

Еврееи на коленях ползут по улицам города в тюрьму на Бригидках.

Еврееи на коленях ползут по улицам города в тюрьму на Бригидках.

Издевательства над еврейскими женщинами.

Издевательства над еврейскими женщинами.

Издевательства над еврейскими женщинами.

Издевательства над еврейскими женщинами.

Издевательства над  еврейскими женщинами.

Хотя считается, что к работе в тюрьмах отбирали лишь еврейских мужчин, существуют свидетельства, что там были также женщины и дети. В целом большинство сходится на том, что трудоспособных мужчин привлекали непосредственно к работам по эксгумации, тогда как женщин и стариков приводили в тюрьмы исключительно для того, чтобы над ними поиздеваться. Тем не менее, женщины все же вынуждены были обмывать трупы, а затем их заставляя пить эту воду.  Многих еврейских мужчин, которых набирали на работу в тюрьмах, убивали сразу после того, как они выполняли свою задачу. Герман Кац вспоминал, как его тогда поставили в шеренгу, чтобы застрелить. Он был сорок восьмым. Сорок седьмого уже казнили; немецкий солдат уже прицелился в него, когда подошел офицер и сказал: «На сегодня хватит». Его и других, кому посчастливилось выжить, заставили копать могилы для тех, кого казнили.

Следует отметить, что немцы, безусловно, участвовали в убийствах. Но эти убийства отличались от погромов, прежде всего тем, что к процессу не привлекалась обезумевшая толпа. Немцы были благосклонны к погрому и поощряли его. Хотя евреев арестовывали другие, именно немцы их сортировали, строили рядами и расстреливали. И во время погрома, и после него. После 2 июля инициатива расстрелов евреев исходила от немецкой стороны. 2 и 3 июля во Львове подразделения эйнзацгруппы Отто Раша совместно с созданной до этого украинской милицией, которую на тот момент возглавлял один из лидеров ОУН-Б Евгений Врецьона, расстреляли около 3 тысяч евреев в качестве «ответа» за уничтожение украинских заключенных» К 3 июля 1941 года на улицах города было убито до 4 тысяч евреев. И это была только первая кровь… К вечеру 3 июля немцы прекратили  дальнейшее развитие погрома, хотя отдельные очаги беспорядков возникали в городе  еще несколько дней.

Второй погром 25-27 июля 1941 года

Произошедший в конце июня начале июля 1941 года погром не был последним для евреев Львова. 25-27 июля во Львове отмечалась годовщина убийства Симона Петлюры, застреленного евреем Самуилом Шварцбардом. Оккупационная администрация инициировала разрешение украинской полиции в качестве мести провести очередной погром.  В «дни Петлюры» немцы совместно с украинской полицией убивали евреев. Часть евреев была вывезена на расстрел в лес, часть была расстреляна на Яновской улице. Кроме того, украинская полиция, по воспоминаниям Г. Менделя, собирала евреев в участках и избивала их. Украинский историк Феликс Левитас сообщает о более чем 1500 погибших евреев.

Весьма любопытные сведения о «днях Петлюры» сообщает в своей записке-воспоминаниях переживший Холокост еврей Шнефельд. Согласно ему, «бело-украинцы» (то есть украинская полиция) устроили облаву на евреев. Их было поймано около 5 тысяч человек. За их жизни немцы назначили юденрату выкуп в 20 млн. рублей. Еврейская община выплатила контрибуцию, но заложников назад так и не получила.

Взимание выкупа за еврейских заложников с последующим их расстрелом было распространённым приёмом немецкой политики. Подобные «выкупы» собирались летом 1941 года во многих городах Западной Украины, например, в Тернополе, Здолбунове, Новом Вишневеце. Вероятно, типологически «дни Петлюры» были ближе к событиям этого типа, чем к погромам, происходившим в городах Западной Украины с началом войны. Случай с еврейскими заложниками показывает, что «дни Петлюры» были хорошо подготовленной немецкой провокацией, с помощью которой они хотели решить свои задачи. Роль украинской полиции сводилась к поимке, сбору евреев и их расстрелам. Отличительной чертой «дней Петлюры», стала низкая степень участия в них гражданского населения. Публичные издевательства, вроде подметания улиц или рытья могил, практиковавшиеся во время погрома в начале июля, теперь отсутствовали. После прекращения беспорядков, немцы подтвердили, что ситуация с самого начала была полностью под их контролем.

Заключение

Несмотря на множество материалов, в которых освещается Львовских погром, фундаментальных исследований его не проведено до сих пор. Существует несколько различных точек зрения, базирующихся не на объективных данных, а на политической оценке. Немецкая точка зрения, которая прозвучала еще на Нюрнбергском процессе, гласит, что виновниками погрома были поляки и украинские националисты, которые что-то не подели с евреями. В бывшем Советском Союзе  сначала в упор не видели еврейского погрома, а затем все свалили на украинских националистов – марионеток гитлеровцев. Еврейские исследователи виновными видели немцев и украинцев, а среди пострадавших не замечали других национальностей. Украинские националисты предметом погрома называют большевиков и их сторонников, большинство из которых почему-то оказались евреями. Вместе с тем в мире преобладает основной стереотип, навязанный многолетней пропагандой еврейских общественных организаций – Львовский погром — еврейский погром. Однако, ни обнародованные свидетельства очевидцев, ни материалы различных расследований, не позволяют сделать такой однозначный вывод. До сих пор не установили количество погибших жертв по национальностях. Среди них были не только евреи, но и украинцы, русские, поляки. Спорным вопросом оказался и состав погромщиков,  поскольку он тоже был не однородным. Среди них были не только украинцы, но и поляки с немцами. Таким образом, спровоцированный немцами Львовский погром не был исключительно еврейским, хотя немцы и хотели это показать. В тоже время, очевидно, что основная масса погромщиков относилась к украинским националистам, а наибольшее количество жертв погрома – к евреям. И наконец, для объективных выводов, необходимо тщательное и всестороннее  исследование имеющихся материалов, которое позволило бы  без политического подтекста охарактеризовать случившуюся трагедию. Но сомнительно, что когда-нибудь наступит его  время.

По материалам сайтов: https://ru.wikipedia.org; https://xfile.ru; https://matveychev-oleg.livejournal.com; https://nashiua.info; https://golospravdy.eu; http://www.atchuup.com.

См. также: Фото | СССР. Еврейский погром в Львове

Все публикации сайта

Поделиться в: