Япония. Повязки самураев

В дополнение к уставной униформе японских военных всех родов войск во время Второй мировой войны использовались повязки на голову, поясные и нарукавные. Они происходили из военных традиций средневековья и официально ни разрешались к ношению, ни запрещались. Естественно, что неуставная деталь униформы и не могла иметь одинаковый, стандартный вид. А учитывая, что в годы войны их изготавливали, в основном в кустарных условиях или в домашних, то и вид они имели самый разнообразный.

Хатимаки

Хатимаки (головной свёрток) — белая головная повязка, символизирующая у японцев непреклонность намерений и поддерживающая боевой дух. У неё также есть и непосредственная функция — защита лица от пота. Обычно под хатимаки понимают красную или белую полоску ткани около 5 сантиметров шириной и 120 длиной. Раньше хатимаки повязывали камикадзе, кайтэн и другие тэйсинтай перед атакой.

Образцы хатимаки.

Образцы хатимаки.

Образцы хатимаки.

Образцы хатимаки.

Хатимаки на камикадзе.

Хатимаки на камикадзе.

Летчики-камикадзе получают повязки хатимаки. Октябрь, 1944 г.

Летчики-камикадзе получают  повязки хатимаки. Октябрь, 1944 г.

Во время войны вручение хатимаки летчикам-камикадзе входило в ритуал чествования самоубийц. Накануне вылета на задание их угощали праздничным обедом, а перед самым вылетом командир наливал церемониальную рюмку саке и повязывал хатимаки. Повязка могла быть чисто белой или красной, или с нанесением символа солнца с написанными вдохновляющими иероглифами.

Как ни странно, история возникновения хатимаки весьма прозаична. Повязка в качестве удержания волос и защиты от пота использовалась еще древними племенами, затем она была замечена в средневековье, потом ее переняли ремесленники различных стран. Широко известна она была и среди славян, а затем и в России среди плотников, гончаров и прочего рабочего люда.

В Японии, по преданию, впервые хатимаки надели в 1702 году легендарные сорок семь ронинов перед нападением на дом чиновника Кирэ Кодзукэ-но-Сукэ с целью отомстить за смерть своего господина -даймё Асано Такуми-но-Ками Наганори. Белые повязки были надеты ими с целью отличия друг друга в ночной атаке. После, хатимаки «вошла в моду» среди самураев, которые с ее помощью крепили соломенные шляпы или подшлемники при ношении доспехов.  Позже самураи повязку использовали по ее прямому назначению, как защиту от пота во время длительных тренировок. Следует отметить, что в боевых условиях самураи хатимаки никогда не носили, ибо спавшая повязка на глаза – неминуемая смерть. Подражая самураям, ее переняли камикадзе, наделив ее мнимыми чертами артефакта, который еще больше усиливали с помощью иероглифов и символа империи — изображения солнца. А учитывая, что основная масса камикадзе были 20-летние, по сути мальчишки еще не нюхавшие пороха, которым война все еще казалась детской игрой, военное командование «подыгрывало  несмышленышам», лишь бы те добровольно лишали себя жизни,  не постигнув понять ее ценность.

Использование хатимаки сегодня.

Использование хатимаки сегодня.

Использование хатимаки сегодня.

Использование хатимаки сегодня.

Сегодня хатимаки ушла от военных к спортсменам, работникам и работницам с длинными волосами. Используют хатимаки и модницы как элемент одежды. Всякий символический ее смысл утрачен и остался только в книгах и музеях.

Сеннинбари

Сеннинбари — «пояс из тысячи стежков» или «тысячи игл», сшитый тысячей женщин, каждая из которых сделала один стежок или узелок. Он изготавливался из белой ткани шириной 15 см и длиной 90-120 см. На концах пояса могли быть завязки, или же он имел большую длину для опоясывания вокруг талии. Известны варианты сеннинбари, которые могли носиться и вокруг головы, либо складывались и носились в карманах униформы. Известны сеннинбари и в виде жилетов и флажков. Однако их форма не имела значения – важно чтобы каждый стежек или узелок был выполнен разными женщинами. Как правило, узор или узелки делались красными нитками. Узор мог быть самым разнообразным, но чаще всего вышивали тигра, который проходил 1000 миль и возвращался назад. Часто на сеннинбари вышивали флаг, патриотические лозунги или девиз – «вечная удача в войне». Для предания сеннибари дополнительной защиты, некоторые женщины помещали волосы в мешочках или зашивали монеты.

Образцы сеннинбари.

Образцы сеннинбари.

Образцы сеннинбари.

Образцы сеннинбари.

Образцы сеннинбари.

Сеннибари со вшитыми монетками.

Сеннибари со вшитыми монетками.

Сеннинбари-жилет.

Сеннинбари-жилет.

Сеннинбари  изготавливались матерью, сестрой или женой воина, которому он предназначался. Для того, чтобы достичь желаемого количества женщин, принимающих участие в изготовлении сеннинбари, женщины стояли на перекрестках улиц, у храмов, на вокзалах, у магазинов и обращались с просьбой к любой проходящей женщине  сделать один стежок или узелок. Согласно обычаю, любая женщина, родившаяся в «году Тигра» имела право сделать 12 стежков, либо количество стежков, соответствующих ее возрасту.

В разгар войны, для изготовления сеннинбари собирались женские патриотические организации, которые готовые изделия отправляли на фронт. Вопрос  — соответствовали ли они  всем канонам изготовления сеннинбари – остался открытым. Зачастую сеннинбари вручался камикадзе, и тогда оберег приобретал другой смысл – он позволял душе после смерти заново переродиться.

Следует отметить, что далеко не все воины носили сеннинбари на поясе. И причиной тому были обычны вши, для которых шитое изделие было просто идеальным рассадником.

Женщины, изготавливающие сеннинбари.

Женщины, изготавливающие сеннинбари.

Женщины на улице шьют сеннибари.

Женщины на улице шьют сеннибари.

Женщины на улице шьют сеннибари.

Женщины на улице шьют сеннибари.

Обычай изготавливать сеннинбари  возник во время Первой китайско-японской войны 1894-1895 годов. В ранних формах сеннинбари были небольшими квадратными носовыми платочками, которые содержали 1000 узлов или стежков, нанесенных на него с целью  придания ткани прочности. Примечательно, что уже в период Русско-японской войны 1904-1905 годов, правительство не приветствовало ношение сеннинбари. Но уже ко Второй мировой войне опять поменяло свое мнение. Легенды  о сеннинбари как об амулете появились значительно позже, и вероятно вследствие имперской пропаганды, пытающейся каким-либо образом привязать и женщин к участию в войне. В результате сеннинбари наделяли свойствами амулета, способного принести удачу, защитить от вреда и даже пули, придать дополнительные силы нанести врагу максимальный урон. После Второй мировой войны традиция изготовления сеннинбари была забыта и сейчас его можно найти только в музейных экспозициях да среди семейных раритетов отдельных японцев.

Вручение сеннинбари воину.

Вручение сеннинбари воину.

Повязки Кэмпэйтай

Изредка на униформе японских военнослужащих периода Второй мировой войны можно увидеть нарукавные повязки, которые ошибочно привязывают к амулетной атрибутике, чаще всего к подразделением самоубийц. Действительно, некоторые военнослужащие носили хатимаки в качестве повязки на рукаве, однако это было и неправильно по отношению к артефакту.

Официально же в Японии нарукавные повязки носили лишь военнослужащие Кэмпэйтай – военной полиции Императорской армии, которая выполняла различные обязанности, включая судебные и контрразведывательные, действия против партизан и принимала участие в карательных действиях.

Военнослужащие Кэмпэйтай с повязками на рукавах.

Военнослужащие Кэмпэйтай с повязками на рукавах.

Офицер Кэмпэйтай с женой.

Офицер Кэмпэйтай с женой.

Однако отметим, что нарукавные повязки Кэмпэйтай кардинально отличались от хатимаки по внешнему виду и были отличительным знаком полиции среди военных. Иероглифы на белой повязке «憲兵» обозначали «солдаты закона». Других повязок вооруженные силы Японии не использовали.

Поделиться в: