Картины и рисунки о Второй мировой

Картины о второй Мировой войне, являясь видом искусства, одновременно служили и государственной пропаганде. Сама тематика их сюжетов, определяла их назначение. Возможно, незначительная часть художников и писала полотна «по своему убеждению». Однако это убеждение было «воспитано» и «привито» той же государственной пропагандой. Это одинаково относится, как и к художникам, современникам войны, так и к их правнукам, творившим в ХХI веке.

Вышесказанное подтверждает существование военной живописи в некоторых странах. Так, в Англии, как во время Первой мировой войны, так и Второй, правительственным решением были назначены официальные военные художники. Они предназначались для получения информации или в пропагандистских целях, или для записи событий на поле боя. Военные художники через искусство показывали войну, как форму жизни: борьбу, страдание, празднование. По мнению Консультативного комитета военных художников Министерства информации Великобритании, художники должны были интерпретировать события войны в необходимом государству русле, и в тех направлениях, где кинокамера и фотоаппарат бессильны.

В СССР, художниками, как и всем аппаратом пропаганды, руководили партийные органы, а в войсках — Политуправление Красной Армии. Ни одна картина, ни один рисунок, не мог быть явлен массам без одобрения государства.

Аналогичная ситуация, идеологического направления художников, существовала практически во всех воюющих странах: в Австралии, Германии, Канаде, Новой Зеландии, США, Японии.

Таким образом, большинство плакатов, рисунков и полотен было создано по прямому государственному заказу. Значительно меньшая их часть – по личной инициативе самих художников. Официальные мастера-пропагандисты получили довольно широкую известность в своих странах. Их имена на слуху, произведения  заняли своё место в экспозициях государственных музеев, частных коллекциях и регулярно демонстрируются на выставках. Ради справедливости, необходимо отметить, что почти половина назначенных военных художников, так ничего и не создала, не только достойного увековечивания, но и простого наследия.

Работы же представителей другой категории – художников,  которые не были частью государственной машины, остаются забытыми или даже потерянными для широкой аудитории, в особенности после смерти авторов.  Между тем, именно эти спонтанные зарисовки и акварели, лишенные героики и ретуши, представляют собой яркие и правдивые свидетельства о  времени, людях и событиях, передают исключительную искренность и эмоциональную глубину пережитого.

Помимо пропагандистского направления, военные картины носят и образовательный характер. Они отображают исторические события, личности, технические детали вооружения и техники, особенности природы и определенной местности, быт на фронте и в тылу, и даже психологическую атмосферу изображаемого сюжета.

Военная живопись может, как дополнять литературу (и художественную, и документальную), иллюстрируя ее, так и служить самостоятельным источником информации. Причем, наглядность ее характера, выгодно отличается от текстового описания большей информативностью, при значительно меньшем объеме информации. Поэтому применение иллюстраций в книгах, значительно увеличивает их информативную ценность.

Важность военной живописи определяется не только исторической достоверностью изображаемых сцен и образов, деталировкой местности, техники и формы, подлинностью цветовой гаммы, но и акцентированной эмоциональной нагрузкой, содержащейся в картинах.

При всем разнообразии полотен, их все можно разделить на две группы по типу целевой аудитории: «фронт» и «тыл».

Картины о Второй мировой писали и в период войны, и сразу в послевоенное время. Пишут и сегодня. Естественно, что каждое время, в котором была создана картина, накладывало на изображение определенный временем отпечаток. Картины военного периода отличались «скорописью», меньшей детализацией, тяготели больше к портретизму, нежели к изображению батальных сцен. Зачастую создавались карандашные наброски, небольшие этюды для дальнейшего использования в больших полотнах. Популярны были и акварельные зарисовки. В послевоенное время, пропагандируя героизм, на первое место вышли батальные сцены, портреты героев войны. Появляются десятки монументальных полотен в диорамах и панорамах, чаще всего в коллективных работах, отображающие исторические битвы войны. Современные художники, в основном, работают в стиле реализма: пишут военную технику с мельчайшими ее деталями, отдельные элементы боя, изображают солдат в динамике с подробным описанием амуниции и оружия. По сути, эти картины заменяют цветную фотографию, не существовавшую в то время и нашедшую спрос сегодня. Часто эти картины используются для иллюстраций книг, применяются в компьютерных играх, иллюстрируют упаковку моделей военной техники. Компьютерные игры потребовали отдельного вида живописи – цифровой – создание картин с помощью компьютерной графики. Такие картины отличаются исключительно качественной цветностью, зачастую, исторической достоверностью деталей, идеальной правильностью пропорций и прочих технических требований к художнику. Возможность накладывания «красок» на реальные фотографии, позволяет художникам добиваться эмоциональной нагрузки картины при ее реалистическом антураже. Вместе с тем, кажется, что такие произведения живописи тянут «холодом» фотографии, безжизненны для восприятия, не отдают тепло рук художника.

Особое место в военной живописи занимали работы портретистов. Как правило, на картинах изображали постановочные портреты, зачастую военных в парадной форме, с героическим, величественным образом позирующего. Рисунки же, особенно графика, были более приземленные, и в силу быстроты и простоты в исполнении, фиксировали текущую жизнь изображаемого. Общей чертой портретов была высокая историческая достоверность униформы, выразительность лиц, отображающая текущий момент во время написания портретов. Практически любой портрет, превосходил фотографию изображаемого по эмоциональной нагрузке, акцентированию индивидуальности, раскрытию характера. В силу различной специфики картин и рисунков, до нашего времени сохранилось больше картин портретистов, нежели рисунков, даже знаменитых художников. И чем именитей лицо было изображено, тем  больше была вероятность сохранения такой картины. Поэтому и больше таких портретов сейчас мы можем созерцать, как в музеях, так и частных коллекциях. В тоже время, наличие сегодня рисунков и графики, несмотря на их значительно меньшую долговечность, компенсировалось их многочисленностью.

Не обошел военное искусство и такой стиль живописи, как пинап (pin-up) – изображение  красивой, часто полуобнажённой, девушки в определённом стиле. На плакатах «рin-up» девочки представляли мечту каждого мужчины о совершенной женщине. Эти рисунки украшали и шкафчики мальчиков средней школы и казармы солдат Второй мировой войны. Они давали возможность солдатам видеть что-то красивое и сексуальное, вместо каждодневных мужских лиц товарищей, не говоря уже о грязи и крови войны. Такие рисунки в годы войны имели большую популярность в США и Франции, а само  «рin-up»  искусство достигло своего расцвета. Изображения девушек на фоне военной техники и оружия размещались, как в журналах, календарях, так и на открытках и плакатах. Каждая кинозвезда стремилась попасть на рисунки – это было залогом ее успешной карьеры в кино.

Военные пилоты, которые рисковали своей жизнью каждый день, по примеру «pin-up» разрисовывали кабины своих самолетов фигурами очаровательных женщин, вместо изображений свирепых рычащих тигров, атакующих орлов и акул. Лишь в 80-х годах такие рисунки стали постепенно исчезать, а в США официально были запрещены командованием ВВС. С тех пор, такой вид «pin-up» исчез совсем. В современной живописи, этот стиль используется во многих странах, но скорее, как подражание «ретро» времен войны, а не как вид самостоятельной живописи. Наиболее часто сегодня он встречается в рисунках компьютерной графики, созданный для удовольствия самого художника, не имея никакой смысловой нагрузки и целевого назначения.

Не последнее место в военной живописи занимали карикатуры и сатирические рисунки. Они являлись неотъемлемым атрибутом журналов и газет, использовались в пропагандисткой рекламе и комиксах.

В послевоенное время активно развивался такой вид искусства, как диорама, в котором исторические образы воплощены с предельной достоверностью. Наиболее широкое бытование диорама приобрела в музейной практике как особый, подкрепленный образной эмоциональностью, способ подачи документального материала. Диорама, возникшая еще в 1822 году во Франции, – массовое зрелищное искусство, в котором иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических средств. Целостный комплекс диорамы состоит из живописной картины с расширенным пространственным обзором, реальных предметов, воссоздающих убедительную документальность изображаемого события, а также технического оснащения, в первую очередь электрической арматуры, обеспечивающей освещенность объекта, что является важнейшей драматургической составляющей образа. Живописную диораму с ее способностью воздействовать на коллективное сознание масс можно отнести к монументальному искусству. Диорамное полотно не рассматривается обособленно. Огромную роль в его экспонировании играют оборудование экспозиционного зала и конструкция смотровой площадки, а также свет и звук (музыкальное и дикторское сопровождение). К сожалению, с начала 90-х годов искусство диорамы является невостребованным, а сегодня заменяется современными видеотехнологиями. Возможно в недалеком будущем этот вид искусства будет утерян, и его образцы мы будем видеть только на архивных фотографиях.

Сегодня большинство картин уже несут не только эстетическую ценность, но и представляют собой исторические документы, поскольку остались единственными «свидетелями», теперь уже далеких событий. Многих авторов картин уже нет в живых, как исчезли и некоторые их творения. Многие картины заперты в запасниках музеев и галерей и появляются на «свет божий» на редких выставках раз в 20-30 лет. Еще часть, наиболее интересных полотен, «похоронена» в шикарных особняках и дворцах миллионеров, как средство накопления капитала, а не достижения искусства. Кино, видео, компьютерная графика вытесняют уже и современную живопись, не говоря о картинах прошлого столетия не столь известных мастеров кисти. Возникает обоснованная опасность, что со временем потеряется и забудется значительная часть художественных произведений, наиболее ярко освещающих события Второй мировой войны. С потерей картин померкнет и память и знания о войне.

Исходя из этого, на сайте собрана коллекция картин и рисунков о Второй мировой войне более 2 тысяч художников всех времен из 36 стран. В коллекцию входят более 18,5 тысяч произведений оцифрованных и размещенных на сотнях разнообразных источников Интернета. Пользователям сайта предлагается возможность увидеть все сразу и в одном месте.

Несмотря на одинаковую тематику живописи на военную тематику, в каждой стране отчетливо наблюдается своя особенность, зависящая напрямую от театра действий вооруженных сил той или иной страны. Ниже рассмотрим такие характерные отличия в разрезе основных стран-участниц войны.

Австралия, принимавшая под руководством Великобритании участие в военных действиях на всех театрах войны, отличается отображением в живописи и Африки, и Европы и Тихого океана. Учитывая, что австралийские вооруженные силы наиболее активно воевали в 1939-1941 годах, т.е. самом тяжелом периоде войны для союзников, то и художники перенесли на полотна суровые будни военных, страдание раненных и мучения пленных в лагерях, как немецких, так и японских. Превалирующее внимание австралийские художники уделяли образу воина в различных ситуациях: в самолете, на корабле, в быту. Портретистка занимала почти треть в военном творчестве. Военная техника, за исключение кораблей, изображалась значительно реже, чем люди. Во второй половине войны, когда австралийские военные лишь эпизодически принимали участие в боевых действиях, художники в деталях изображали быт военного: солдат купается, чистит зубы или винтовку, печет хлеб, носит воду … Несмотря на отсутствие героики в таких полотнах и рисунках, они оставили реалистическое отображение жизни солдата в период войны. Подобная тематика военной живописи оказалась довольно редкой.

Военная живопись Великобритании в основном охватывает военные действия в Европе и частично на Тихоокеанском театре. Особенное место (треть картин о войне) занимает отображение битвы за Британию. Поэтому среди картин множество самолетов, батальных и других сцен с ними. Сюда же относится и отображение жизни народа: женщины на производстве и в армии; производство оружия и военной техники; тесные связи мирного населения и военных. Картины маринистов также занимают значительное место в творчестве художников. Борьба с подводными лодками, прорыв морской блокады, северные конвои – все это нашло яркое отражение на полотнах художников. Много картин посвящено эвакуации войск из Дюнкерка, а затем и высадке войск союзников в Нормандии. Остальную тематику в английской живописи занимают сюжеты различных направлений: от изображения разнообразной техники до батальных сцен и портретов.

В Германской живописи центральное место отошло изображению солдата: бойца Вермахта, штурмовика СА, солдата СС. В связи с этим портретистика исходит от множественных портретов фюрера и его генералитета, до образа солдата-героя, спасителя нации. Практически вся она была направлена на пропаганду военщины, величие силы, избранности немецкой нации. Этим как раз и занимались официальные военные художники, работавшие по заказу Министерства народного просвещения и пропаганды. Часто встречаются и картины для народа о трудовом народе, что и неудивительно. Ведь у власти были социалисты. Одной из особенностей творчества немецких художников является отображение «тяжелой судьбы» солдата на Восточном фронте: русские танки, бездорожье, зима, мороз …  Вторая «жалостливая» тема – оборона Берлина: фольксштурм —  последняя надежда рейха, городские бои, разрушенный город, раненные. Не осталась незамеченной и тема насилия и зверств советских войск над мирным немецким населением. Изображение оружия и военной техники, за исключением кораблей, прошло эпизодически в военной живописи Германии. Следует отметить, что практически вся военная живопись относится к предвоенному и военному периоду. После войны, и даже сегодня, тема нацизма, а значит войны, для немецких художников является запретной и на юридическом и на моральном уровне. Денацификация и стыд за предыдущие поколения являются непреодолимым барьером для живописцев и сейчас. Все, что сохранилось из живописи военных лет, сейчас хранится только за границей, в основном в США, Великобритании, Канаде и Аргентине.

Канадские художники после себя оставили немногочисленные изображения только тех событий,  участниками которых являлись их военнослужащие. Кроме того, в картинах широко отображена жизнь летных школ Канады, где готовили персонал и для Австралии,  и для Великобритании. Других особенностей в их живописи выявить не удалось.

Живопись польских художников, глубоко пропитана государственной пропагандой и отличается двумя, основными темами. Первая. Прославление былых подвигов армии, с отображением кавалерии, как главной ударной силы вооруженных сил. Следует отдать должное таланту художников — лошади получились на славу.  Вторая – тяготы оккупации, ужас концлагерей. Здесь в реальности изображения равных с поляками не найти. Современные художники весьма удачно работают в стиле компьютерной графики над темами техники и вооружения.

Наибольшее творческое наследие военной живописи осталось в странах бывшего СССР. Тема войны в живописи в СССР продвигалась несколькими массовыми волнами. Первая волна совпадает с периодом самой войны, где она освещалась соответственно ходу самой войны. Первоначально тематика была пропитана призывам к защите Родины, ненавистью к врагу, побуждению к патриотизму. Дальше, с первыми успехами на фронтах, отображался героизм солдата и труженика тыла, призывы освободить свою землю, отомстить врагу. Ближе к концу войны освещалась роль Советского Союза в освобождении порабощенных народов, призывам добить врага в его логове. Ярким всплеском в живописи проявилась сама Победа над врагом. Однако уже в 1947 году о ней как бы «забыли».  С окончанием войны, практически до 1965 года, тема войны была нежелательной в соответствии с идеологией Коммунистической партии. С 1965 года начинается наиболее грандиозная волна возвеличивания Советского Союза в войне, чествование ее участников, почитание героев. В это время появляются самые известные полотна о войне, создаются многие величественные диорамы. Художники массово пишут о войне к годовщине Победы и ее юбилейным датам. В каждой школе, в каждом красном уголке на фабрике или заводе, в каждом клубе появляются талантливые и не очень творения живописцев на военную тематику. Десятки тысяч картин заполонили необъятный Союз. К началу 2000-х годов массовый «психоз» постепенно утих, а затем развал Союза поставил в этой теме жирную точку. Очередная волна подъема военной тематики Второй мировой войны, в том числе и живописи, была поднята к празднованию 65 и 70-летия Победы практически во всех странах бывшего Союза, за исключением Прибалтики.

Анализируя сюжетность военной живописи СССР следует отметить, что вся она была пронизана идеологией патриотизма, героики, зачастую базирующейся на легендах, самопожертвования, реже — страданий. Тема быта, невероятных трудностей и лишений на фронте и в тылу, затрагивалась довольно редко. Оккупация – под официальной цензурой, коллаборантов – «не существовало», пленных – «не было», беженцы – «фантастика». Холокост и сегодня вызывает «сомнения» в своем существовании. В тоже время, художники, избегая «тяжелых» тем, редко решались изобразить улыбку на лице солдата или радость ребенка, хотя жизнь была многогранной и во время войны. Лица суровые, угрюмые, серые, размытые. Тона тяжелые, темные или красно-агресивные, кровавые. Ненависть, злоба, безнадега – это в большенситве. Справедливости ради, надо сказать, что встречаются и светлые образы, легкие тона, лица с человеческими эмоциями. Современные художники более охотно пишут образы врага, нежели своих сограждан. Компьютерные графики практически не «вылазят» с темы военной техники, иногда, нелепых, выдуманных сюжетов.

Несмотря на значительное количество «правительственных» военных художников в США (42 человека в которых за время войны было приобретено правительством около 2 тысяч картин), основная масса военной живописи была выполнена свободными художниками, зачастую, непосредственно принимавших участие в войне в качестве простых солдат. В силу высокой конкуренции между ними, к нашему времени «дошли» лучшие, признанные образы живописи. Их картинны были на обложках журналов и книг. Они являлись основой для многочисленных плакатов военной пропаганды. Именно они попали в государственные музеи, коллекции общественных фондов, ветеранских организаций и других структур, открытых для свободного посещения. Благодаря их большому количеству, эти картины не «осели» в частных коллекциях и закрытых галереях. Многие из них сейчас активно оцифровываются и попадают в свободное пространство Интернета.

Среди военной живописи преобладают бравурные мотивы, и практически отсутствуют негативные сюжеты. Единственной красной нитью скорби проходит трагедия Перл-Харбора, которая одновременно являлась и позором Америки.

Тематика военной живописи американских художников самая разнообразная и широкая по географическому охвату объектов: от Аляски до Австралии. Даже на Европейском театре военных действий, где американце было относительно немного, ярко освещена, как тема высадки десанта в Нормандии, так и повседневная жизнь солдат в Европе. Американские художники, впрочем, как и многих других стран, «грешили» излишней любовью к портретизму.

В  Японии также существовали правительственные военные художники, однако до наших дней сохранилось очень мало их картин. Самое большое их количество – 153 пропагандистские картины, созданные в 1937-1945 гг. под лозунгом демилитаризации, были конфискованы военными властями США в 1951 году и впоследствии вывезены на базу ВВС в Огайо. Сегодня известны только некоторые фотографии, сделанные с этих картин. О картинах военного периода сейчас можно судить по открыткам, которые издавались на основе популяной военной живописи. Такие открытки, выпущенные большими тиражами, сохранись, как в самой Японии, так и среди военнослужащих, чьи страны принимали участи в оккупации. После войны военная тематика напрочь отсутствовала в работах японских художников. И лишь в нынешнее время современные художники вернулись к теме войны, точнее к изображению военной техники и вооружения, в основном для коробок упаковки моделей.

Такое вот субъективное мнение о военной живописи Второй мировой, опровергнуть или согласиться с ним, можно лишь посмотрев нашу коллекцию.